15 апреля 2011
Николай Седнев долго шел к кино, перепробовав множество профессий. Началом его кинокарьеры стала учеба в студии киноактера при Одесской киностудии. В 1987 году, окончив факультет игрового кино Киевского института театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого, Седнев стал штатным режиссером Одесской киностудии. Своим дипломным короткометражным фильмом он сразу заявил о себе как о подающем надежды кинорежиссере.
Николаю Седневу удалось поставить только два полнометражных художественных фильма «Проснуться в Шанхае» (1991) и «Вышивальщица в сумерках» (2001), в которых он является и автором сценариев. Затем «сумерки» наступили и на родной киностудии. Режиссер стал актером поневоле, снявшись в кинолентах Киры Муратовой «Письмо в Америку», «Настройщик», «Второстепенные люди» (главная муж-ская роль).
Его сценарий «В окрестностях Милены» в 2008 году был утвержден Министерством культуры и туризма Украины к постановке. Однако фильм так и не был снят. Его роман «В окрестностях Милены» (по мотивам одноименного сценария) был выдвинут в 2007 году на соискание международной литературной премии «Русский букер».
Редакция получила письмо от Николая Седнева. Вот что он пишет.
Одесская киностудия стоит. Точнее, лежит. Последний раз работа и зарплата у меня на студии были девять лет назад, в 2003 году. В пособии по безработице нам, кинорежиссерам, отказывают: мы же формально работаем, на киностудии лежат наши трудовые книжки. Такая вот скрытая безработица. Пенсионный стаж, по закону, идет только за тот период, когда есть отчисления в Пенсионный фонд. Но киностудия вот уже восемь лет ни копейки не платит. Значит, когда придет пора выходить на пенсию по возрасту, можете представить, какая пенсия таким, как я, будет положена… Все это, безусловно, за пределами Конституции, законодательства, здравого смысла, наконец. Вопиющее циничное беззаконие.
Есть два законных выхода для чиновников из этой дикой ситуации. Первый — уволить творческих работников с украинских киностудий, тогда мы хотя бы сможем встать на учет, получать пособие по безработице, менять профессию на бесплатных курсах по переквалификации для безработных, пока не слишком поздно. Но это означает для чинуш расписаться перед обществом в полном развале украинского кино. Второй — дать работу по специальности, зарплату, то есть запустить вновь кинопроизводство в Украине.
Как известно, из двух законных вариантов чиновники обычно склонны выбирать третий — беззаконный: и не увольнять, и работы не предоставлять. Ждут, пока само как-то рассосется.Чтобы не умереть с голоду, я вот уже восемь лет работаю кем попало и где попало, то есть там, где не требуют оформления: ночным сторожем на автостоянке, грузчиком и так далее.
Чем бесконечно стенать и возмущаться, что государственные мужи независимого государства умудрились развалить целый вид искусства, кино, процветавшее, когда это государство было зависимым, я нашел для себя отдушину, способ хотя бы частичной самореализации. Я никогда не мечтал стать писателем — нужда заставила. Прозаик поневоле, я стал снимать фильмы без пленки, без актеров, без сметы, без денег. Выгоняют нас госмужи из кино путем его разбомбления, а мы прячемся от них в других видах искусства, до которых у госмужей пока руки не дошли. Если отберут и бумагу — что ж, будем осваивать ремесло акына. «Пiдемо кобзарями по Вкраїнi милiй». Это уже было в истории.
Походил я ночью по автостоянке минут двадцать, снял мысленно один кадр, придумал фразу и — юрк в будку, записал. Опять двадцать минут пофланировал, поохранял роскошные иномарки новых русских-украинских и — юрк в будку, записал. Все время в будке сидеть и писать нельзя — вдруг начальство нагрянет с проверкой: «Что это ты тут за избу-читальню-писальню устроил?!». Да и колесо с чьего-нибудь «Мерседеса» могут спереть. Какое житие, такое и творчество: походил — и юрк! В будку.
Так я написал роман о любви «В окрестностях Милены» по мотивам своего же одноименного нереализованного сценария (как правило, пишут сценарий по мотивам романа, но у нас все не как у людей) и неожиданно для себя стал номинантом Международной литературной букеровской премии в ее русскоязычном варианте. А в девятом номере «Радуги» за прошлый год вышел мой второй «фильм без пленки». Повесть «Матрица» тоже, как и предыдущий роман, написана методом юрканья. Представляю свою будущую книгу: романы и повести из будки…
Почему сентябрьский номер единственного в Украине общенационального журнала на русском языке (остальные — региональные альманахи) вышел только в январе, угадайте с одного раза. Правильно. Как и украинские киностудии, редакция «Радуги» (только ли «Радуги»?) задыхается от отсутствия средств. Двенадцатый, декабрьский номер читать сможем, вероятно, загорая на пляже, не раньше.
На помпезные кинофестивали иностранного кино с красными дорожками в Украине деньги есть, как частные, так и бюджетные. А на отечественную культуру — нет. На свои фильмы — нет, а на оплату приезда зарубежных кинозвезд — есть…
На Первом Одесском международном кинофестивале минувшим летом нам, одесским кинематографистам, дали бесплатно билеты (купить нам самим их было не на что) в последних рядах галерки Оперного театра, откуда большую часть сцены и экрана не видно. Ну и на том спасибо, что хоть одним глазочком позволили посмотреть на праздник чужого кино на развалинах собственного. А то ведь могли и совсем не пустить. А так порадовались за коллег из других государств.
Как говорится, в чужом пиру — похмелье.
В калашном ряду, партере и ложах, восседал одесский бомонд: бизнесмены, чиновники, депутаты, приехавшие на наш, кинематографистов, праздник на «БМВ», «Лексусах» и «Мерседесах». Некоторых я узнал: это же их «тачки» я по ночам сторожу! Впрочем, может, и правильно, что заперли нас на галерку: как бы среди этих фраков и смокингов смотрелись мы, обнищавшие одесские кинематографисты, которым и простой костюм купить не на что? Что происходит с нашей культурой?
Николай СЕДНЕВ, режиссер-постановщик Одесской киностудии, номинант премии «Русский букер», лауреат премии «Твои имена, Одесса», он же ночной сторож.
P.S. Долго мне еще сторожить?
Источник: газета «Юг» №24(15867) за 14 апреля 2011
Связаться с Николаем Сидневым
Мобильный: 068 257-06-89
(E-mail отсутствует)
{jcomments on}
«Место встречи изменить нельзя», 1979
народный артист приключения кинорежиссер секретный фарватер василевский одесской киностудии фестиваль президент художник-постановщик искусство одесские кинематографисты одесская киностудия сергій тримбач евгений женин говорухин одесских кинематографистов правления одесского отделения изменить нельзя председатель правления кинематографисты одесский экран место встречи военно-полевой роман национального союза александр виробництво астенический синдром параджанов одесское отделение вторжение одеської кіностудії приключения электроника кинематографистов одеська кіностудія кінематографістів україни киностудия законопроект композитор сценарист три мушкетера зеленый фургон ярослав лупий кира муратова костроменко
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net