15 апреля 2011
Многолетняя работа Юрия Норштейна над фильмом «Шинель» может остаться неоконченной из-за отсутствия финансирования в Росиии. Норштейн считает, что бедственное положение анимации связано не только с отсутствием денег, но и с кризисом мысли.
— Сейчас снова заговорили о том, что реформа госфинансирования кинематографа может убить анимацию.
Вы как-то ощущаете этот процесс на себе?
— Я не нахожусь в сердцевине практической работы. Когда есть заявка, ее рассматривает комитет при Минкульте, появляются деньги, продюсер. Более того, я не хочу в этом участвовать. Сам факт таких тендеровых раскладов уже
унизителен для творческого человека. Но с мультипликацией вообще отдельное дело, потому что на нее не обращают
внимания. Классический для меня пример — совещание Путина с кинематографистами двухлетней давности, на которое не был приглашен ни один мультипликатор.
— Но все-таки большая часть анимации в России производится на государственные деньги.
— Что касается меня, то я деньги не брал и не буду брать. А мои коллеги вынуждены стоять в очереди и ждать, когда
они получат очередную пайку. Это унизительно, противно. Государство выделяет деньги, но это не является нормальной системой. Пример — студия Александра Татарского «Пилот». Сейчас там практически не производят фильмов. Еще при жизни Татарского происходили такие мощные перебои с финансированием, что им еле-еле удалось закончить один из лучших проектов современной анимации «Гора самоцветов».
— На государственном уровне говорят, что нужен индустриальный подход. Допустим ли он в анимации?
— А подход всегда был индустриальным. Раньше не возникало вопросов, как совместить творчество и индустрию:
государство выделяло деньги, поддерживало студии, тот же «Союзмультфильм». Студия производила 40 фильмов в год — около 8 часов. Но сейчас только полнометражное кино находит путь к экрану. При этом не обращают внимания на то, что в стране делаются и делались короткометражные мультфильмы — они воспринимаются как «неформат». Хотя я вообще не понимаю, как понятие «неформат» можно отнести к культуре и искусству. Вся мультипликация развивалась именно из таких 10-минутных фильмов.
— Почему тогда сейчас так остро встал вопрос совмещения индустрии и творчества? Иногда создается впечатление, что эти линии никогда не пересекаются.
— Сегодня очень много говорят о коммерции, экономике, прокате фильмов, но никто не говорит об искусстве. Например, реформа госфинансирования кино под личным патронажем Путина. В многостраничных документах
образовавшегося в итоге фонда нигде нет слова «искусство». Мне кажется, что отсутствие художественной мысли,
которое является отражением отсутствия мысли в стране, катастрофично. Вспомните студию «Союзмультфильм». Притом что на ней было налажено абсолютно поточное производство, какое было разнообразие авторских почерков!
— Получается, что главная проблема анимации — это не отсутствие денег, а нехватка талантов?
— Понимаете, разговор должен идти не только о проблемах анимации, а в целом — о психологической и культурной
атмосфере в стране, которая сегодня все больше переходит в коллективную пошлость. Это резкие слова, но по-другому я не ощущаю. Есть отдельные личности, не только в мультипликации, но в кинематографе в целом, которые несут свое знамя и делают то, что хотят и должны делать, какие бы времена на дворе ни были — Саша Петров, Андрей Хржановский, Иван Максимов.
— Все имена, которые вы назвали, известны и в России, и во всем мире уже давно. Почему сейчас так мало молодых художников, которые могли бы создать что-то новое, самобытное?
— Основная проблема в том, что художники сейчас хотят творить, но при этом совершенно не хотят напрягаться. Не
важно, чем живет страна, важно, чем живет художник, который потом, независимо от страны, даст мысль, идею. А сегодня художник считает мысль факультетом ненужных вещей. Это является точным отражением того, что сейчас
происходит и в учебных заведениях, и во всей стране. Поэтому я настроен довольно мрачно.
Источник: Газета «Труд»
{jcomments on}
«Место встречи изменить нельзя», 1979
киностудия правления одеська кіностудія секретный фарватер кинематографистов виробництво одесских кинематографистов союз кинематографистов одесское отделение три мушкетера одесский экран параджанов народный артист зеленый фургон законопроект василевский костроменко приключения электроника национального союза говорухин кінематографістів україни искусство александр место встречи сергій тримбач одесские кинематографисты президент астенический синдром председатель правления кира муратова одесского отделения кинематографисты приключения производство одесской киностудии вторжение ярослав лупий фестиваль кинорежиссер художник-постановщик сценарист военно-полевой роман евгений женин изменить нельзя одесская киностудия
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net