15 марта 2011
Президент Украины В.Янукович подписал Закон, которым запрещается приватизация государственного пакета акций Одесской киностудии. За этой сугубо официальной формулировкой – большая победа одесских кинематографистов в многолетней борьбе за спасение своей студии, одной из старейших в Европе и любимой народами всего пост-советского пространства.
… Классика создавалась здесь, в Одессе, на Французском бульваре, 33. И классика эта была не узконациональная, а всеобщая: в равной степени, пусть и в разные годы здешней истории, с успехом сугубо украинского фильма Александра Довженко «Звенигора» органично соотносился успех ленты Александра Бланка «Цыган»; французский флер «д`Артаньяна и трех мушкетеров» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича перекликался с неповторимым американским юмором О`Генри в комедии Александра Павловского «Трест, который лопнул». Приезжал на нашу киностудию юный колумбиец Эктор Сьерра Рамирес, чтобы ставить фильм по сценарию Заслуженного деятеля искусств Таджикистана Григория Колтунова. Потомственный москвич и народный артист России Всеволод Шиловский экранизировал роман «Блуждающие звезды» гения еврейской литературы Шолом-Алейхема. А юный режиссер Дмитрий Месхиев амбициозно, но основательно дебютировал лентой по хрестоматийной книге русского классика Александра Куприна – «Гамбринус», чтобы в не столь далеком будущем стать одним из ведущих мэтров современного российского кино и одним из лидеров творческого союза кинематографистов России.
Фильмы Одесской киностудии, с элегантной «бригантинкой», которая под звук морских склянки возникала в начальных титрах, мгновенно обретали зрительскую популярность, а их создатели, как принято говорить, «просыпались знаменитыми». А на Одесские Международные кинофестивали «Золотой Дюк» с радостью приезжали сверхзвезды первой величины - Марчелло Мастроянни из Италии и Ранджита из Индии, Андрон Кончаловский из США и Макс Тессье из Франции.
Так было всегда. И было так неизменно.
Но вот в середине прошлого десятилетия легендарную Одесскую киностудию, где были созданы «Весна на Заречной улице», «Военно-полевой роман», «Приключения Электроника», «Место встречи изменить нельзя», «Вертикаль», «Два Федора» и множество других замечательных образцов экранного искусства – решили, якобы в духе времени, «акционировать» и «приватизировать». Причем, решили так не режиссеры, не операторы, не ветераны производственных служб – нет! Превратить лакомую киностудийную землю на Французском бульваре в свою вотчину, где практически ликвидируется кинопроизводство, но зато буйным цветом расцветут закулисные дела сомнительных личностей, решили так называемые «бизнесмены новой эпохи». Черноморскую «фабрику грез» перевели из структуры Министерства культуры в подчинение Фонду Госкомимущества. Мэтров с мировыми именами, создававших славу отечественному киноискусству, перестали пускать на порог созданного здесь «Закрытого акционерного общества». На месте IV павильона, где снимали немало запомнившихся эпизодов ставших буквально хрестоматийными лент – выросли жилые VIP-хоромы – «для особо богатеньких».
Одесса сначала опешила от неожиданности и ужаса. Вслед за Одессой стал протестовать кинематографический Киев. Однако, народные артисты, лауреаты Государственных премий, обладатели высших кинематографических наград и титулов оказались «никем и ничем» перед волчьей хваткой хладнокровных и безграмотных циников, не знающих ни истории своей, ни тех, кто составлял ее гордость. И циники эти ради собственных интересов готовы были уничтожить что угодно и где угодно, пройдя тупорылыми своими танками-«Хаммерами» по клумбам и цветникам изумительных киношедевров .
Вслед за протестующими Одесской и Киевом поднялась Москва. В поддержку коллег и друзей выступали Станислав Говорухин, Петр Тодоровский, Олег Табаков, Николай Губенко, Лариса Удовиченко и другие корифеи отечественной культуры.
Увы, власть имущим до киностудии все не было дела.
Кто-то из одесских кинематографистов подался в дальние края – в США, Германию, Аргентину, Израиль, многие – в Москву. Другим – тем, кого уже не пускали в дальние странствия возраст и здоровье – оставалось разве что горько взирать на то, как на их глазах уничтожают любимую студию.
А наглость тех, кто «устанавливал новый порядок», не знала границ. В один, далеко не прекрасный, день выяснилось, что права (авторские, включая коммерческие!) на фильмофонд – гордость и сокровищницу всей национальной культуры – принадлежат вовсе не тем, кто эти фильмы создавал, и даже не киностудии в целом, а… некой бизнес-вумен, о чистоте рук которой, не говоря уже о помыслах, даже упоминать не станем (по понятным причинам!)
Одесским кинематографистам де-факто объявили войну.
Одесские мастера экрана, объединенные в составе Национального союза кинематографистов Украины, вызов приняли. Народные артисты и заслуженные деятели искусств стали стучать во все двери и писать во все кабинеты, расположенные на всех уровнях власти. Однако, ни Генеральная прокуратура Украины, ни Служба безопасности, ни Министерство культуры, ни иные силовые и профильные органы государственной власти не спешили услышать тот набат, в который отчаянно били патриархи и корифеи экрана.
Между тем, «прихватизаторам» становилось мало даже того, что они успели уже всеми правдами и неправдами заполучить. Наплевательски относясь к действующему Законодательству Украины, они стали требовать передачи им государственного пакета акций киностудии, чтобы окончательно заколотить крышку гроба на самой идее дальнейшего кинопроизводства в черноморской столице. Уже стали ходить по рукам тщательно расчерченные планы студийной территории: мол, где строить еще один дом, где – развлекательный комплекс для новой одесской (и не только одесской!) буржуазии… Не выдерживало сердце то у одного ветерана студии, то у другого. Не стало старейшины редакторского корпуса студии Евгении Рудых, некогда вместе с Марленом Хуциевым и Феликсом Миронером стоявшей у истоков создания легендарной на все времена «Весны на Заречной улице». Да и как было пережить ей глумление квадратно-затылочного и квадратно-подбородочного маргинала-охранника, брезгливо скривившегося в ответ на ее вопрос, а где же табличка «Улица Заречная», висевшая более полувека на стене одного из съемочных павильонов: «Женщина, эта ваша … (не рискуем повторять материщину. – Авт.) – тут больше не канает!»
Перелому суждено было наступить лишь в январе 2010-го. С помощью народного депутата Украины Сергея Гриневецкого кинематографистам удалось встретиться с Председателем Верховной Рады Украины Владимиром Литвиным. И на этой встрече, проходившей «без галстуков», в обстановке максимальной откровенности, глава парламента и его однопартиец пообещали, что сделают все, что только смогут, для возвращения Одессе и Украине их кинематографической истории и ее колыбели – Одесской киностудии художественных фильмов.
Легко сказать… А сделать-то - каково?
И все же – сделали!
Владимир Литвин и Сергей Гриневецкий сдержали слово
14 января 2011-го депутаты Верховной Рады приняли законопроект, который 3 февраля подписал Президент страны, после чего этот проект стал полновесным Законом Украины. Продажа, передача в аренду, в залог и прочее отчуждение государственного пакета акций киностудии, составляющего более 50 процентов, отныне за-пре-ще-ны.
Дальше – больше. Вновь побывал в Одесском отделении Союза кинематографистов Сергей Гриневецкий. И попросил, чтобы как раз сами творцы-кинематографисты передали ему свои предложения, а уж он доведет их до высших эшелонов власти, где, с обязательным учетом мнения профессионалов, станут разрабатывать специальные законы, постановления, распоряжения и другие документы по возрождению одесского и национального кинопроизводства.
Несколько подряд своих заседаний Правление Одесского отделения Национального союза кинематографистов посвятило этому вопросу. И 16 февраля было проголосовано ЕДИНОГЛАСНО: считать изначально противозаконный «эксперимент» с акционированием и приватизацией киностудии – провалившимися по всем статьям. Соответственно, требовать устранения так называемого «инвестора», неспособного к выполнению ни поставленных государством задач, ни собственных обещаний.
Что будет тогда? Что предлагают практики? Тут пути могут быть различными, но, в любом случае, необходим второй – после подписанного Президентом Закона – шаг к возрождению кино на наших берегах. Дальше встанут вопросы о восстановлении разрушенной и разграбленной производственной базы, о финансировании новых лент…
Конечно же, зрителей больше всего интересует, когда, наконец, на экране вновь появятся фильмы с привычной и такой дорогой их сердцам бригантинкой в титрах. И тут без вопросов опять не обойтись.
Будет ли государственное финансирование? Конечно, хотелось бы, но насколько оно реально, да еще в мгновение ока, чтобы немедленно приступить к созданию новых лент? Не говоря уже о том, что перво-наперво необходимо восстановить техническую базу, а это – тоже деньги, и деньги, и деньги, и еще ой какие немалые…
Вернуться к так называемой «системе продюсерского кино», весьма привлекательной в теории (и в зарубежной практике!), но напрочь скомпрометировавшей себя именно в Одессе за последний десяток лет? Так, быть может, обратить тут внимание как раз на успешный зарубежный опыт в этом направлении? Тем более, что есть в этой сфере и сугубо одесские кадры - сверхуспешный голливудский кинопродюсер и одессит по рождению Анатолий Фрадис, его канадская коллега (и также земляка-одесситка!) Алена Яворская, «московские одесситы» - продюсеры Александр Малыгин и Александр Боковиков, израильский одессит Дмитрий Ткаченко…
Мы намеренно не касались пока режиссеров и актеров– уж чем-чем, а умением и возможностями раскрыть режиссерское и актерское дарование Одесса славилась изначально. Не будь этого – не было бы ни фильмов, ставших гордостью нашего искусства и «золотым фондом» зрительских симпатий, ни самой уникальной и воистину легендарной одесской киноистории. Вспомните-ка: с Одесской киностудией неразрывно связаны яркие дебюты режиссеров Марлена Хуциева, Станислава Говорухина, Петра Тодоровского, Киры Муратовой, Вадима Костроменко, Виллена Новака, Ярослава Лупия, звездные старты актеров Евгения Евстигнеева, Василия Шукшина, Олега Даля Владимира Высоцкого, Ларисы Удовиченко, Ольги Кабо – ну, неслучайно же нашу студию всегда и везде справедливо считали истинной кузницей самых талантливых кадров киноискусства!
И все же, все же…
Опустимся с небес на землю. Награды Международных кинофорумов, номинация на «Оскара», единственный и уникальный в своем роде Специальный Приз Каннского Международного кинофестиваля, овации в равной мере профессионалов и публики на всех континентах – все это было, и было бесспорно.
Сегодня – речь о «погоде на завтра».
На заседаниях Правления Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины не утихают споры: каким быть завтрашнему дню, на что делать акцент. И наверняка должно подтвердиться правило: в этих спорах суждено рождение истины. В чем же она будет состоять, как предстоит выглядеть концепции одесского киноренессанса в XXI веке?
Не станем забегать вперед с ответом на этот вопрос. Но несомненно тут одно (и, конечно же, с нами согласятся все!) - фарватер для бригантины должен быть чистым. А потому-то так радует, что расчистка его, по крайней мере, уже началась.
Евгений ЖЕНИН,
член Международной гильдии кинокритиков,
член Правления Одесского отделения
Национального союза кинематографистов Украины.
Источник: газета «Многонациональная Одесса», март 2011
{jcomments on}
«Место встречи изменить нельзя», 1979
ярослав лупий художник-постановщик одесский экран одесская киностудия одесского отделения фестиваль изменить нельзя виробництво василевский астенический синдром правления приключения электроника сергій тримбач кинематографистов военно-полевой роман говорухин место встречи киностудия национального союза одеська кіностудія одесской киностудии сценарист вторжение кира муратова искусство председатель правления композитор президент одесские кинематографисты приключения народный артист александр одесских кинематографистов параджанов костроменко одеської кіностудії зеленый фургон законопроект кинематографисты кінематографістів україни три мушкетера одесское отделение кинорежиссер евгений женин секретный фарватер
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net