11 апреля 2011
“Бедственное производственное и финансовое положение, в котором оказалась Одесская киностудия, — это результат ошибок, допущенных при ее акционировании”, — говорит кинорежиссер, народный артист Украины, председатель правления Одесского отделения НСКУ Ярослав Лупий.
Акционеры действуют втайне от коллектива
ФОРМАЛЬНО ситуация с Одесской киностудией вроде бы стабилизируется. Благодаря активности одесских кинематографистов Верховная Рада приняла в феврале нынешнего года Закон Украины “Про заборону приватизацiї, вiдчуження, передачi в заставу та внесення до статутних капiталiв господарських товариств усiх форм власностi пакета акцiй, що належить державi у статутному капiталi закритого акцiонерного товариства “Одеська кiностудiя”. Президент Виктор Янукович обязал чиновников Кабмина в трехмесячный срок разработать и внести на рассмотрение парламента ряд поправок к действующему законодательству в обеспечение действия данного закона.
Однако одесских работников кино по-прежнему тревожит, что акционеры пытаются решать судьбу коллектива втайне от общественности. ЗАО “Одесская киностудия” было зарегистрировано в конце 2005 года. И, как утверждают киношники, инвесторы сразу начали представлять Министерству культуры и туризма Украины и ФГИ фиктивные планы возрождения Одесской киностудии ради одной цели: приватизировать за бесценок государственную долю — имущество, а землю пустить под коммерческое строительство. Так, специалисты Департамента межгосударственных имущественных отношений и совместных предприятий ФГИ отмечали, что инвестиционный взнос в сумме 31085882 гривен иссяк в течение 2006-2007 годов. На собственное кинопроизводство из этих денег было потрачено
2601219 гривен.
ЗАО захватило в свой уставной фонд студийное общежитие “Куряж” и довело его до состояния разрухи. Причем работники студии подчеркивают, что “прихватизаторы” действуют так, как будто и не собираются развивать кинопроизводство. С предприятия вывозится все, что может пойти на сдачу в металлом. Из звукоцеха исчезли, например, шумовые дорожки, которые при возобновлении кинопроизводства задействовались бы при исполнении заказов и приносили прибыль.
Бывшие одесские кинематографисты Станислав Говорухин, Александр Басаев, Людмила Худорожко, ныне живущие и работающие в Москве, отмечают, что им заламывают такие цены, что приходится снимать кино в Южной Пальмире без услуг студии.
Деньги «похоронили под плинтусом»
ВЕСЬМА был удивлен общением с акционерами и российский режиссер фильма “Похороните меня под плинтусом” Сергей Снежкин. Вначале ему удалось договориться об одной цене за оказание услуг, а на другой день ему прислали прайс-лист с ценами, увеличенными вдвое. Естественно, Снежкин отказался от такого партнерства, а студия потеряла возможность заработать деньги.
— Мы бы хотели ознакомиться с бизнес-планом ЗАО “Одесская киностудия”, — говорит Ярослав Лупий, — с расчетами по производству кино-, видеопродукции и по его рентабельности, с источниками финансирования производства фильмов, самоокупаемости ЗАО, планируемой прибыли... А также с документами, из которых можно было бы заключить, что акционеры ЗАО имеют серьезные намерения работать по основному профилю предприятия.
В письме, отправленном правлением Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины в Фонд госимущества Украины отмечается: “С мая 2008 года Одесская киностудия находится на грани банкротства. Кинопроизводство как таковое на киностудии отсутствует. Финансовое положение частично спасают редкие заказы от сторонних организаций и съемочных групп. С января 2009 года коллектив вынужден был перейти на работу в режиме сокращенной рабочей недели. Зарплаты мизерные, ставки не пересматривались с 2005 года. Все это является результатом безграмотной, безответственной бизнес-политики, а точнее, ее отсутствия, корпоративной бесхозяйственности акционеров киностудии”...
В письме подчеркивается, что обстоятельное знакомство НСКУ с деятельностью студии необходимо для того, чтобы определиться, что же такое ЗАО “Одесская киностудия”, кто ее “инвесторы”, каковы их планы, и чтобы отстоять перед Кабмином право кинематографистов принять активное участие в разработке законодательной базы кинопроизводства Украины.
На проходившем прошлой осенью первом Одесском международном кинофестивале российский продюсер Сергей Члиянц отметил: “Одесская киностудия — единственная на всем постсоветском пространстве и в мире, которая не получает ни копейки от эксплуатации снятых на ней в дорыночные времена фильмов”. Пора уже правоохранителям разобраться, куда уходят эти деньги, а Государственной службе кинематографии необходимо как следует поработать над законопроектом, который юридически определил бы право собственности на киноленты, снятые в УССР, и привел бы это право собственности в соответствие с действующим Законом Украины “Об авторском и смежных правах”.
Источник: "Рабочая газета", № 50 от 22 марта 2011 г.
{jcomments on}
«Место встречи изменить нельзя», 1979
кира муратова евгений женин одесское отделение сергій тримбач зеленый фургон три мушкетера кінематографістів україни ярослав лупий правления одесские кинематографисты вторжение кинематографисты место встречи василевский фестиваль искусство одесской киностудии виробництво кинорежиссер секретный фарватер приключения изменить нельзя киностудия астенический синдром одесская киностудия костроменко александр параджанов председатель правления одеська кіностудія композитор президент военно-полевой роман народный артист художник-постановщик национального союза одесских кинематографистов говорухин кинематографистов сценарист одесский экран приключения электроника одеської кіностудії законопроект одесского отделения
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net