«Звёздный десант» на «полях чудес»

15 апреля 2019

ЗВЕЗДНЫЙ ДЕСАНТ» НА «ПОЛЯХ ЧУДЕС»

Недавно одна из моих бывших одноклассниц похвасталась, что ее дочь скоро станет профессиональной киноактрисой. Меня эта новость  немного удивила, так как девочка только в следующем году должна окончить среднюю школу, причем успешной ее учебу назвать нельзя. 

 «Она поступила в кино-школу при Одесской киностудии на актерский курс! Преподаватели ее хвалят и пророчат карьеру знаменитости!» - сказала мама будущей кинозвезды, что вызвало ещё большее удивление. Дело в том, что, будучи знакома с этой семьей много лет, не раз слышала жалобы родителей на свое чадо, которое, начиная с первого класса, по их же словам, «не в состоянии запомнить две строчки в рифму и внятно прочесть вслух одно предложение».  

Уточняющая информация внесла ясность. Оказалось, что «ребёнок с блеском прошел собеседование», на котором ему, задали пару-тройку вопросов, самым сложным из которых был: «Ты хочешь стать звездой?» 

По окончании трехмесячного обучения предполагаемая «звезда экрана», мечтающая стать богатой и знаменитой (именно так ассоциируется сегодня  у большинства молодежи это понятие), получит сертификат об окончании школы, а  ещё «портфолио, видеовизитку, практику на съёмочной площадке и выпускной концерт».

Заглянув на официальные сайты многочисленных «кузниц» талантов, стало ясно, что устроены они по старому и хорошо известному принципу: «Любой каприз за ваши деньги». Выпускникам актерского курса их «альма-матер» обещают предоставлять информацию о проводимых кастингах, позволят принимать в них участие, а по окончании  киношколы (цитирую) «занесут в актерскую базу  продакшна» и «пригласят на съемки».   

«Откроем ваши таланты. Научим писать сценарии для кино, снимать кино, играть в кино», - обещает одна из одесских киношкол, расквартированных при киностудии. 

Короче говоря,  научат всему и сразу (за каких-то там 8-10 недель), то есть, по их же лексике, «зажгут настоящие звезды кино, театра и телевидения».   

А кто же в Одессе «зажигает» такое количество звезд, которых, судя по статистике, уже несколько тысяч? Преподаватели киношколы – «опытные и известные артисты, режиссеры, сценаристы, операторы, фотографы, преподаватели вокала и хореографии». По крайней мере, они сами себя так рекламируют и утверждают, что знают как «полностью раскрыть индивидуальность и потенциал каждого большого или маленького студента».
«Одесса – не только столица солнца и юмора, но и центр украинского кино. Поэтому именно в нашем солнечном городе можно стать настоящим актером, уверенным в себе оратором, успешным видеоблогером, кинооператором. И поможем в том мы», - уверяют так называемые «звездоделы». 

Читая их завлекательно-увлекательные тексты, невольно вспоминаешь героев бессмертной классики – тонких «психологов» кота Базилио и лису Алису, «авторитетно» порекомендовавших наивному Буратино отправится на Поле Чудес, зарыть там пять своих золотых монет, после чего сказочно разбогатеть.  

«Фабрик звезд», арендующих «офисы» в здании Одесской киностудии  на сегодняшний день много. Одни надежно укрепились на своих позициях и более десяти лет «штампуют» сертификаты, якобы подтверждающие право их обладателей на принадлежность к касте кинотворцов и лицедеев, другие закрываются, не выдержав жестокой рыночной конкуренции. Но ни одно из них, с юридической точки зрения, не имеет никакого отношения к самой киностудии. Тем не менее, располагаясь в стенах знаменитой и когда-то очень любимой всеми Одесской киностудии, стены которой помнят голоса великих режиссеров и актеров, работавших там и создававших ей славу, вводят в заблуждение наивных людей. 

-  Все эти, так называемые, школы паразитируют на теле умирающей киностудии. Большинство людей, которые якобы преподают там  различные дисциплины, включая актерское мастерство и режиссуру, не только не имеют лицензии на этот вид деятельности, но и, самое главное, профильного образования (подтверждаемого  дипломом), а также  практического опыта работы в кино, -  считает режиссер-постановщик Одесской киностудии Николай Седнев. – Когда задаешь вопрос: «А какие фильмы были сняты этими «мастерами», какие роли сыграны, сценарии к каким фильмам созданы?» - в ответ слышишь, в основном, какой-то детский лепет. Какому актерскому, режиссерскому или операторскому мастерству могут обучить выпускники, например, филологических факультетов, военных вузов или люди, за плечами которых средняя школа да трехдневный, так называемый, интенсивный курс актерского или сценарного мастерства при каком-то знаменитом вузе? 

Этот, по сути, риторический вопрос Николай Георгиевич и его немногочисленные коллеги, оставшиеся и формально числящиеся в штате киностудии, после того как там были проведены массовые сокращения, периодически адресуют и тем, кто поступают в эти школы, и руководству киностудии, и чиновникам из департамента образования и науки. 

Юридически, руководство киностудии не несет никакой ответственности  за тех, кому лишь предоставляет свое помещение на основании договора аренды.  Но, фактически ведь, все они эксплуатируют вывеску на здании, в котором находятся, а также имидж одной из старейших киностудий.  

Давно известно, что конкурс в кинематографические и театральные вузы  всегда высок. Приемные комиссии отбор абитуриентов проводят строго и тщательно, объясняя это в том числе и тем, что актерская профессия неимоверно сложная, психологически и энергетически затратная. Юноши и девушки, рвущие в эту профессию, зачастую по-настоящему не понимают, что на самом деле она из себя представляет.  

В прежние времена, как и сегодня, молодежь привлекала актерская профессия. Но тогда существовали любительские театральные студии, драматические кружки, народные и студенческие театры. Участие и учеба в них были абсолютно бесплатны. Туда люди приходили в свое свободное время. Возглавляли театральные кружки и студии профессиональные режиссеры, искренне любившие театр и свое дело, которое  являлось для них не средством для зарабатывания денег, а смыслом жизни. 

Одним из таких режиссеров был и Виктор Рыбченко, к сожалению ушедший из жизни в 2013 году. Ещё в 80-е годы он  создал в Одессе, и  долгие годы был режиссером-постановщиком одного из первых одесских любительских театров-студий под названием «Встреча». Поступить в театр-студию, кстати сказать, было не так уж и просто. Для того, чтобы стать студийцем, надо было пройти поэтапный отбор, состоявший из нескольких занятий, по окончании каждого из которых режиссер отсеивал часть кандидатов. Делал он это деликатно, стараясь не обидеть, а объяснить человеку, что не стоит терять время, а лучше заняться тем, что действительно ближе и по душе, к чему есть реальные способности. Процесс обучения в студии был весьма серьезным и ничем не уступал программе, например, по актерскому мастерству, театральных вузов. «Театр это  - фантастический реализм, импровизация и праздник», - говорил студийцам Виктор Григорьевич и добавлял: « но, в первую очередь - неимоверный труд».  Несколько его бывших студийцев, закончив актерские факультеты различных вузов, стали профессиональными актерами. Например, Виктор Раду – один из ведущих актеров Одесского театра юного зрителя, в послужном списке которого немало и киноролей, а также Андрей Шляхов – актер Одесского Академического Русского драматического театра, который также периодически снимается кино.

Но вернусь к современным частным «киношколам», существование которых в качестве подготовительных курсов для поступления в киновузы, на мой взгляд, было бы вполне оправдано в любом количестве. Но вот при Одесской киностудии, которая все ещё остается государственной (и хочется надеяться, что не будет окончательно приватизирована), более уместно создать настоящую киношколу, преподавателями в которой были бы подлинные профессионалы. Но для этого надо приложить усилия. Например, разработать устав, пройти регистрацию в Министерстве образования, приложив сведения о кадровом обеспечении учебного заведения, где указывается количество сотрудников и их профессиональный уровень, подтверждаемый соответствующими документами, а также информация о достаточной квалификации руководителя. На это нужно время, но, судя по «загруженности» Одесской киностудии, дирекция при желании без особого труда могла бы его найти. Может быть, когда-нибудь так и случится. Но пока   частные «фабрики грез», расположившиеся на Французском бульваре, продолжают штамповать свои «звездочки», которые не восходят ни на  отечественном, ни, уж тем более, на мировом кинематографическом «небосводе».  Но польза, возможно, от них все-таки есть: кого-то научат запоминать пару рифмованных строк, а кого-то – стать мудрее  и начать отличать  настоящее от мнимого.

Автор: Виктория Ерёменко

Источник: "Одесские вести" выпуск от 10.11.2018

Данный материал перепечатывается в порядке дискуссии.


Share/Save/Bookmark
Печать PDF


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net