19 августа 2017
18 августа 2017 года Украинский Оскаровский комитет завершил прием заявок для участия национальных фильмов в отборе на выдвижение ленты от Украины на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Фильмы, из которых члены Украинского Оскаровского комитета будут выбирать «выдвиженца» от Украины, назовут 21 августа – ими станут ленты, которые соответствуют формальным требованиям Американской киноакадемии и (главное) авторы которых считают, что они имеют, пусть минимальный, но шанс быть замеченными в США (именно поэтому они обеспокоились подать соответствующую заявку, весьма обширный пакет документов и продумать маркетинговую кампанию своей картины в Штатах).
Безусловно, сила позитивного мышления подталкивает к тому, чтобы утверждать, что шансы у Украины на «Оскар» есть всегда. И у каждого украинского фильма. Но это не так. «Оскар» – это не лотерея, где можно вытянуть счастливый билет, а скорее Олимпийские игры, для участия в которых требуется пройти определенный квалификационный отбор. И выдвигать на соискание награды от страны стоит, в этом смысле, даже не самый-самый лучший украинский фильм – но такой высококачественный украинский фильм, который имеет больше всего шансов зацепить внимание американской профессиональной киноаудитории – тех, от кого зависит его попадание в номинацию.
После скандала 2014-го такую квалификационную рамку отчасти предусмотрели в самих правилах национального отбора: дополнительные очки теперь получают картины, которые были в конкурсе международных фестивалей класса «А», получили на них призы и имеют прессу в профильных киноиндустриальных изданиях, которые читают в Голливуде, таких как Variety и Hollywood Reporter. Также далеко нелишним является наличие у картины дистрибьютора в США, готового заниматься ее «премиальным» продвижением и выпустить в американский кинопрокат.
В этом году ни одного украинского фильма, который бы отвечал всем этим требованиям, – нет.
Стоит помнить, что по правилам выдвигать можно полнометражный фильм, большинство авторов которого – граждане Украины либо постоянно тут проживают, и который был выпущен в украинский кинопрокат в период с 1 октября 2016 года по 30 сентября 2017-го (требования к самому прокату при этом минимальны – достаточно недели коммерческих показов в одном кинотеатре).
Ниже представлена короткая характеристика украинских картин, которые были в отечественном кинопрокате в указанное время (или заявили дату старта проката в августе и сентябре 2017 года).
Характеристика эта сознательно нелестно обращает внимание на недостатки, пытаясь взглянуть на украинские фильмы с неукраинской точки зрения, учитывая, что из современного украинского кино в США знают разве что «Племя» Мирослава Слабошпицкого, да документальную «Зиму в огне» Евгения Афинеевского, которую (в производственном плане) ассоциируют прежде всего с Netflix, но не с украинским кинематографом.
Игровые фильмы
«Осенние воспоминания» (реж. Али Фахр Мусави, Украина, Чехия, Иран), в прокате – с 6 октября 2016 года.
Обескураживающая, телевизионная по своей сути, мелодрама о ветеране АТО с посттравматическим синдромом, сельском скульпторе со сложными любовными отношениями и слепой беженке из Ирака, которая оказывается в украинском селе и – бесконечно неубедительно – в центре романтических интересов героев.
«Чунгул» (реж. Александр и Вячеслав Алешечкины), в прокате – с 26 октября 2016 года.
Фильм-недоразумение – с нестрашными ужасами, несложными тайнами, неопасной мистикой и негорячей любовью. Одна из худших лент в отечественном прокате минувшего года – и украинских, и вообще.
#Futureinthepast (реж. Александр Шапиро), в прокате – с 31 октября 2016 года.
Героиня хаотично вспоминает своих бывших партнеров, одновременно пытаясь выучить английский язык (американским зрителям, если такие у фильма появятся, слушать эти акцентированные попытки, пожалуй, будет забавно). В сравнении с иными эксерзисами Александра Шапиро история получается довольно связной и завершенной, но это локальное достижение способны оценить лишь немногие знатоки фильмографии режиссера.
«Гнездо горлицы» (реж. Тарас Ткаченко), в прокате – с 10 ноября 2016 года.
Крепкая мелодрама – качественный европейский телефильм, который в украинских условиях стал беспрекословным триумфатором «Золотой Дзиги» – профильной национальной кинопремии. История заробитчанки и ее надтреснутой семьи, вписанная в украинское бытие, для зрителя, безразличного к Украине, может казаться и слишком скучной, и клишированной. В прошлом году «Гнездо горлицы» «авансом» выдвигали на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета, но картина поддержана не была.
«Живая» (реж. Тарас Химич), в прокате – с 24 ноября 2016 года.
Пример львовского кинематографа. Героиня с мистическими способностями борется в карпатских лесах с «советами», проживая страстную любовь. Чтобы разобраться в происходящем на экране, необходимо перед просмотром прослушать лекцию по истории Западной Украины 1940-х – 1950-х годов или, хотя бы, прочитать аннотацию к фильму: Тарас Химич предпочитает концентрироваться не на сюжете, но на страдающем лице героини и Карпатах, красиво снятых бесцельно летящей камерой.
«Конкурсант. Смертоносное шоу» (реж. Александр Беляк), в прокате – с 24 ноября 2016 года.
Пример самодостаточного одесского кинематографа. Горячечная смесь детектива, боевика и комедии на тему маниакального преследования участников регионального телевизионного талант-шоу – с обязательными любовной линией и участием не всегда впопад приглашенных звезд украинской эстрады.
«Восемь» (реж. Александр Шапиро), в прокате – с 1 декабря 2016 года.
Восемь самостоятельных историй о самоубийствах, творимых персонажами в кадре, которые лишь изредка шокируют и цепляют экзистенциальные струны, но в основном выполняют человеконенавистническую функцию – заставляя бесконечно скучающего зрителя желать смерти несчастным героям, чтобы скорее закончился фильм.
«Моя бабушка Фани Каплан» (реж. Алена Демьяненко), в прокате – с 8 декабря 2016 года.
Многослойная история всепоглощающей любви на фоне Русской революции, представленная в рамке «документальных» современных сцен с американскими героинями, отчасти проясняющими происходящие, не всегда легко считываемые события. Картина, способная привлечь внимание «звездным» участием Мирослава Слабошпицкого и отвратить своей производственной – как для исторического фильма – бедностью, которую выдумка компенсирует далеко не всегда.
«Слуга народа 2» (реж. Алексей Кирющенко), в прокате – с 23 декабря 2016 года.
В сравнении с достижениями американской политической сатиры «Слуга народа» может выглядеть временами беззубо, а временами – примитивно. Плюс в том, что негативных реакций из-за соответствия либо несоответствия экранных ситуаций украинским реалиям у зрителей в США возникнуть не должно. Однако, главную – «служебную» – проблему фильма это не решит. Он остается своеобразной прокладкой между двумя сезонами однименного телевизионного сериала.
«Правило боя» (реж. Алексей Шапарев), в прокате – с 26 января 2017 года.
Лучшим элементом фильма являются краткосрочные поединки на ринге, выполненные с должной зрелищностью, на высоком профессиональном уровне и в рамках голливудской традиции спортивных боксерских драм. К сожалению, они максимально выразительно оттеняют вторичную беспомощность истории в целом, разрывающейся между несколькими жанрами и довольствующуюся лишь намеками на интригу и здравый смысл.
«Инфоголик» (реж. Валентин Шпаков и Владислав Климчук), в прокате – с 2 марта 2017 года.
Комедийный микс по мотивам «звездных» фильмов Джима Керри «Лжец, лжец» и «Брюс всемогущий», но без Джима Керри, а с носителями отечественной КВН-актерской школы, которые приправляют картину традиционными КВН-шутками, заигрывающими с расизмом, сексизмом и гомофобией. Американской киноакадемии, пытающейся достичь «свободы, равенства и братства» в одной взятой киноотрасли, не понравится.
«Чужая молитва» (реж. Ахтем Сеитаблаев), в прокате – с 18 мая 2017 года.
Душещипательная общечеловеческая история Саиде Арифовой, которая спасала еврейских детей в Крыму во время Второй мировой войны, рассказанная благодаря всполохам воспоминаний одного из спасенных. Фильм представляет события в идеализированном виде и часто вырванными из ужасной реальности. Такая их трактовка неслучайна и подкреплена художественными аргументами, но все же удовлетворяет не всегда.
«Время хризантем» (реж. Дмитрий Моисеев), в прокате – с 1 июня 2017 года.
Интимное кино о смерти и скорби, созданное без оглядки на интересы зрителя: с долгими тихими сценами проездов по пустому Киеву, литературными, подразумевающими слишком многое диалогами, искусственным сюжетом, не скрывающим своего каркаса. Творческая воля и энтузиазм, которыми Дмитрий Моисеев заразил съемочную группу, достойны уважения, если о них знать, но «войти» в неуютное пространство фильма они заставить не могут.
«Червоный» (реж. Заза Буадзе), в прокате – с 24 августа 2017 года.
Исторический героический фильм, выполненный по формуле, знаменито сформулированной Михаилом Ильенко: «Мы – для нас – о себе». Практика показывает, что такие картины, оказывающиеся главными зрительскими манками в Украине, за рубежом отклика почти не находят – как это было и с «Тем, кто прошел сквозь огонь» Михаила Ильенко, и с «Поводырем» Олеся Санина.
«Dzidzio Контрабас» (реж. Олег Борщевский), в прокате – с 31 августа 2017 года.
Фильм, главную роль в котором играет самопровозглашенная «мегапопулярная» звезда украинской эстрады Dzidzio, обещает стать зрительским хитом отечественного кинопроката, что весьма ценно для развития массового украинского кинематографа. Однако вероятность того, что комедийная история с карикатурными персонажами будет интересна за океаном, близка нулю.
«Уровень черного» (реж. Валентин Васянович), в прокате – с 31 августа 2017 года.
Картина о кризисе 50-летнего героя, экспериментально собранная из 35 сцен, снятых без слов и одним кадром, может привлечь внимание небезосновательным упоминанием «Племени» Мирослава Слабошпицкого – Валентин Васянович был продюсером и оператором знаменитой картины, и теперь использовал художественные приемы «Племени» в своей ленте. Правда, иллюстрируют они скучный, скупой на взрывы эмоций сюжет, лишенный шок-эффекта.
«Изи» (реж. Андреа Маньяни, Украина, Италия), в прокате – с 14 сентября 2017 года.
Комедия, премьера которого с успехом прошла на 70-ом МКФ в Локарно, представлять Украину в «оскаровской» гонке не может, так как и режиссура, и сценарий, и исполнитель главной роли в ней представляют Италию, которая (с точки зрения регламентов Американской киноакадемии) и несет основной груз творческой ответственности за ленту.
«Припутни» (реж. Аркадий Непиталюк), в прокате – с 28 сентября 2017 года.
Сотканная из отдельных короткометражных сюжетов, комедия выпукло демонстрирует современные взаимоотношений разных поколений в украинской глубинке – с пьяной жестокостью и легким налетом надежды. Картина, будто мифический герой, черпает силы из самой украинской земли. Скорее всего, в переводе на английский язык, лишенная аромата «суржика», она потеряет цельность и распадется на фрагменты.
На «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» могут претендовать также документальные и анимационные фильмы. Однако, вероятность их попадания в номинацию – если речь не идет о признанных во всем мире хитах – крайне невелика.
И все же, именно документальное кино в последние годы активнее всего заявляло о себе в Украине.
Документальные фильмы
«Выиграть все» (реж. Дмитрий Томашпольський), в прокате – с 17 ноября 2016 года.
Картина о выдающемся тренере Игоре Турчине и возглавляемой им гандбольной команде «Спартак», которая долгие годы была непобедима – интересная в первую очередь уже тем зрителям, которые с гандболом знакомы, укрепляющая эти знания пунктиром как драматичных, так и просветительских экранных историй.
«Наследство нации» (реж. Александр Ткачук), в прокате – с 17 ноября 2016 года.
Локальный фильм об украинской вышиванке, как «генетическом коде нации», не получивший полноценного проката даже в украинской столице, лишь специальные показы. Регулярно картину демонстрировали кинотеатры в Черновцах и Житомире.
«Лобановский навсегда» (реж. Антон Азаров), в прокате – с 1 декабря 2016 года.
Мастерски выполненная биография Валерия Лобановского, сотканная из десятка интервью очевидцев и соучастников его футбольных свершений, которые иллюстрируют архивные кадры истории киевского «Динамо». Лента дотошно воссоздает монументальный и вместе с тем человеческий образ знаменитого тренера – не меньше, но и не больше.
«Воины духа» (реж. Татьяна Кулаковская, Анна Мартыненко), в прокате – с 19 января 2017 года.
В центре фильма – кадры боев в Донецком аэропорту, снятые на мобильные телефоны, дополненные статичными интервью нескольких участников событий. Ценность картины, заключенная в этих живых видеосвидетельствах, впрочем, отчасти нивелируется тем, что они представлены без дополнительного информационного сопровождения и несколько хаотично.
«Родные» (реж. Виталий Манский, Германия, Латвия, Эстония, Украина), в прокате – с 2 февраля 2017 года.
Пронзительная картина, выстроенная на диалогах режиссера с родственниками, разделенными войной – во Львове, Одессе, Крыму и на Донбассе. Своевременное высказывание о современных событиях русско-украинской войны, обращенное, что важно, не внутрь Украины, но вовне. Фильм, увы, по регламенту Американской киноакадемии не может представлять на «Оскаре» Украину.
«Jamala.ua» (реж. Анна Акулевич), в прокате – с 13 апреля 2017 года
Во многом стихийный фильм-наблюдение за Джамалой, крупным планом готовящейся к Евровидению – без самого Евровидения, без песни Джамалы, с которой она победила на Евровидении, без жизни Джамалы вне подготовки к Евровидению и без полноценного социокультурного контекста, в котором пульсируют происходящие события.
«Dustards» (реж. Станислав Гуренко), в прокате – с 20 апреля 2017 года
Дебютная работа Станислава Гуренко о мотопробеге группы товарищей по дорогам Западной Украины – их общении друг с другом и с природой. Фильм, исполненный энтузиазма, но объективно далекий «оскаровских» амбиций.
«Дело “Рифы”» (реж. Елена Мошинская), в прокате – с 20 апреля 2017 года
Просветительская лента о судьбе главы Украинской греко-католической церкви Иосифа Слепого, основанная на материалах агентурного дела советских спецслужб, которые разрабатывали планы уничтожения УГКЦ.
«Американская мечта. В поисках правды» (реж. Владимир Мула), в прокате – с 5 мая 2017 года.
Каталог встреч автора фильма с украинцами, добившимися успеха в США, который носит скорее информационный характер – не случайно накануне Дня независимости отдельные истории представляют в рамках новостей на телеканале ICTV.
Анимационные фильмы
«Никита Кожемяка» (реж. Манук Депоян), в прокате – с 13 октября 2016 года
Первый украинский полнометражный анимационный фильм, выполненный в технологии 3D-анимации. Сознательное стремление авторов использовать голливудские приемы делает картину вторичной, а национальную составляющую низводит до антуража. Что лишь подчеркивает «перво-блинные» недостатки картины.
«Бременские разбойники» (реж. Алексей Лукьянчиков, Святослав Ушаков, Россия, Украина, Армения, Венгрия), в прокате – с 1 декабря 2016 года.
К счастью, творческое участие украинской стороны в производстве фильма было не столь значительным, чтобы Американская киноакадемия могла допустить его к рассмотрению от Украины. Потому что киноакадемический контроль художественного качества картина бы точно не прошла.
Возможно, на рассмотрение Украинского Оскаровского комитета будут представлены и другие работы, кинопрокат которых запланирован позже, либо не запланирован вообще (в случае решения выдвинуть такой фильм, организовать семь дней его показов в одном кинотеатре не составит особого труда, дабы выполнить формальные требования Американской киноакадемии).
В частности, могут быть поданы украинские картины, которые принимали участие в 8-ом Одесском МКФ, – игровые ленты «Стремглав» Марины Степанской (в прокате – с 9 ноября 2017 года) и «Сентябрь – Март» Юрия Речинского (в прокате в декабре 2017-го) и документальные ленты «Dixie Land » Романа Бондарчука, «Война химер» Анастасии и Марии Старожицких и «Главная роль» Сергея Буковского, которые с 14 сентября 2017 года будут показывать в Украине в рамках фестивального проекта Docu/Хит, организованного Международным фестивалем документального кино о правах человека Docudays UA.
Из названных работ предпочтительней всего выглядит кандидатура «Стремглав» – в первую очередь, благодаря «галочкам» ее дополнительных достижений – премьере в конкурсной программе 52-го МКФ в Карловых Варах и наличии рецензий в профильных международных изданиях. Хотя камерный характер фильма о случайно-мимолетной встрече двух молодых людей, потерявших себя в современной украинской жизни, вряд ли позволит претендовать ему на серьезное внимание Американской киноакадемии.
Собственно, на такое внимание в США в этом году не может претендовать ни один украинский фильм.
Автор: Сергей Васильев
Источник: kinobuk.com
«Место встречи изменить нельзя», 1979
костроменко приключения электроника одесское отделение место встречи сергій тримбач говорухин ярослав лупий одеської кіностудії искусство президент параджанов три мушкетера астенический синдром военно-полевой роман правления кинорежиссер фестиваль композитор художник-постановщик зеленый фургон кира муратова приключения виробництво василевский одесские кинематографисты законопроект одесского отделения председатель правления сценарист секретный фарватер вторжение изменить нельзя одесских кинематографистов киностудия одесская киностудия национального союза кинематографистов народный артист александр кинематографисты евгений женин одесской киностудии кінематографістів україни одеська кіностудія одесский экран
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net