14 июля 2015
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»
Так вот, о духе. Как весьма своеобразный ощущался он во вторник, 14 июля, в бывшем съемочном павильоне № 1 легендарной Одесской киностудии, а ныне – так называемом Арт-центре имени Веры Холодной. Именно здесь, в рамках так называемого кинофестиваля-2015, так называемый «Film industry offic» проводил так называемую презентацию «Одеська кіностудія – 95 років у кінематографічному тренді».
Переполненное (поначалу) помещение несколько, что ли, содрогнулось от несколько какофонического, что ли, «звукового вступления». По стенам павильона запрыгали сероватые блики «инсталляционной визуализации». И по центральному проходу на сцену прошествовал – весь в белом! – докладчик, председатель правления так называемого ЧАО «Одесская киностудия» Андрей Зверев.
И начались «открытия». Докладчик известил собравшихся (а в их числе, наряду с особо важными тусовочными юнцами и девицами, где-нигде скромно и неприметно попадались и титулованные режиссеры-постановщики, и продюсеры легендарных сериалов, и даже Председатель Национального союза кинематографистов Украины) – все они узнали, что…
- павильон, где они находятся, построен исключительно для Веры Холодной (де-факто: построили его в 1916 году, а В.Холодная приехала в Одессу в 1918-м)…
- первый создатель продукта – «наш одессит» (де-факто: изобретатель аппарата для демонстрации «движущихся картинок» И.Тимченко – харьковчанин, работавший в Новороссийском, ныне Одесском, университете)…
- контент в Одессе начали снимать в 1917 году (де-факто: бр.Люмьер снимали в Одессе хронику в 1897-м, а игровой фильм – драма К.Селиванова «Смерть солдата» - вышла в 1907-м)…
- в 1919 году была создана крупнейшая кинофабрика (де-факто: киносекция политотдела 41-й дивизии Красной Армии)…
Повествуя о лучших фильмах киностудии за всю ее историю, наш летописец назвал «Весну на Заречной улице», «Приключения Электроника» и… «Броненосец «Потемкин» (?!!) Услышав это, присутствовавший на презентации известнейший специалист по истории украинского кино, лауреат Государственной премии Украины, от изумления едва не потерял дар речи. Когда же пришел черед называть имена, вошедшие в легенду, были упомянуты опять-таки три фамилии, и среди них не оказалось ни Г.Тасина, ни П.Чардынина, В.Гардина, ни А.Файнциммера, ни М.Хуциева, ни П.Тодоровского, не говоря уже о Г.Юнгвальд-Хилькевиче, или В.Левине, или А.Тарковском, или Ю.Соломине… Но зато спустя 10 минут оратор вспомнил: «О, кстати, еще и Довженко тоже тут начинал…» И сие «тоже» другому слушателю, автору популярного многосерийного телецикла по истории одесского кино, поневоле напомнило клише из газеты прошлых лет: «наряду с гениальными произведениями Л.И.Брежнева, читательским спросом пользуются также, в некоторой степени, книги А.Пушкина и В.Шекспира и иных авторов…»
А Остапа несло. На том же уровне профессиональной компетентности, выступающий энергично переключился на рассказ об Одессе в целом, где (цитата!) «можно снимать Турцию, Италию, Америку, да Германию же – в конце концов!» А возвратившись из дальних странствий на территорию студии, ее директор поведал, что «локации наши позволяют проводить питчинги, кастинги, предоставлять рентальный сервис» (мерси, что не ректальный!) - и перешел к… кинопроизводству. (КОТОРОГО, КАК ОБЩЕИЗВЕСТНО, ТУТ УЖЕ ДАВНО НЕТ). И немедля поверг в состояние, близкое к шоку, продюсера сериала «Ликвидация», чьих познаний в профессии оказалось явно недостаточно, чтобы оценить глобальность мысли г-на Зверева. А сказав «мы начинали снимать, но остановились, поскольку исполнитель главной роли оказался в коме» - вызвал недоумение некого режиссера-постановщика: в коме – без сознания, или в Коми – республике?
Но, благо, коли все имеет свое начало, то природой заложена и обязательность конца…
Двадцать четыре минуты вдохновенного эпоса истекли. В зале народу оставалось на этот момент если и не с гулькин нос, то очень ненамного больше.
Андрей Зверев устало улыбался со сцены. По законам подтанцовки, короля стала играть свита, и девица с микрофоном известила, что времени мало, а потому докладчику можно задать лишь один вопрос. Но едва один из членов Правления Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины пожелал поблагодарить утомленного мэтра за блистательный и искрометный набор несуразиц и нелепиц, прозвучавших в его пламенном спиче, как девица уже на четвертой секунде (время и впрямь предусмотрительно засекали друзья человека из зала!) жестко оборвала: «Все. Закончили. До свидания».
Чтобы не лишать заслуженной славы и авторских прав столь ярко засветившуюся мадемуазель – назовем и ее, согласно бейджику и самоидентификации: Катя Лачина, координатор профессиональной (?!!) секции Film industry office департамента Киноиндустрии так называемой «Команды ОМКФ»...
И все.
Немногочисленная уже публика с улыбками, чтобы не сказать – с тяжко сдерживаемым гомерическим хохотом от услышанного со сцены! – стала расходиться.
Отчетное мероприятие прошло в точном соответствии с духом и буквой регламента так называемого кинофестиваля.
P.S.
В справочнике Национального союза кинематографистов Украины фамилии Зверева А.В., Лачиной Кати, равно как и «Президента фестиваля» Тигипко Виктории – отсутствуют. Так сказать, в списках не значатся. И это – едва ли не единственное, что искренне радует…
P.P.S.
Незабвенный сатирик Александр Иванов как-то сказал, что есть поэты, которые не дадут пародисту помереть с голоду. Но тут же тяжко вздохнул и добавил: а есть и такие, чей «оригинал» не сможет перещеголять даже самый отпетый пародист…
Фото: odessafilmua
«Место встречи изменить нельзя», 1979
президент одеська кіностудія кінематографістів україни одесское отделение одесского отделения место встречи приключения электроника сергій тримбач искусство изменить нельзя кира муратова национального союза фестиваль говорухин три мушкетера одесский экран александр одесской киностудии председатель правления параджанов кинематографистов военно-полевой роман ярослав лупий кинематографисты евгений женин кинорежиссер одесская киностудия художник-постановщик одесские кинематографисты костроменко народный артист одесских кинематографистов зеленый фургон композитор астенический синдром законопроект одеської кіностудії киностудия секретный фарватер союз кинематографистов правления приключения виробництво сценарист вторжение
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net