10 мая 2015
Солнечным днем 28 апреля в селе Санжейка мы проводили в последний путь художника-кинематографиста Михаила Степановича Зайца, ушедшего на 88-м году жизни. Об этом замечательном человеке наша газета написала пятнадцать лет назад и потом неоднократно возвращалась к его творчеству.
Напомним: воспитанник знаменитого ВГИКа Михаил Заяц, «распределенный» вузом в свое время на Одесскую киностудию, работал как художник-постановщик с кинорежиссерами, имена которых вскоре стали знаковыми для советского кинематографа: с Кирой и Александром Муратовыми в фильме «Наш честный хлеб» (1964г.), со Станиславом Говорухиным в его легендарной «Вертикали» (1967г.), в которой впервые на весь СССР легально прозвучали песни Владимира Высоцкого, тут же всенародно подхваченные, и снялся сам их автор; затем, в 1969-м, опять с Говорухиным — в «Белом взрыве». А всего в творческом списке Михаила Зайца набралось 15 художественных фильмов. Последний — телевизионный: «Причал», 1973 год.
Вдруг этот успешный художник — сын кузнеца, прорвавшийся в престижнейший творческий вуз громадной страны и, что называется, в высший эшелон богемы: киношный, — бросил всё и удалился «в никуда». В глухую приморскую Санжейку. Его крестьянская душа не сумела освоить искусство «творческой дипломатии» эпохи пресловутого застоя. Эпохи, когда кино было самым подцензурным из искусств, а профессия художника-постановщика требовала еще и умения «крутиться»: «оттого, что в кузнице не было гвоздя». И вот Михаил Заяц построил на свои киношные сбережения сельский дом, напоминающий верхними окнами-иллюминаторами корабельную надстройку, и зажил простой крестьянской жизнью, которую, правда, до поры до времени разнообразили кинематографические группы, охотно выбиравшие диковатую Санжейку в качестве натуры. А к началу 90-х кино выдохлось, в Украине же и вовсе приказало долго жить.
Но... уйти в никуда — не получилось. Михаила Зайца и его живопись «откопал» в Санжейке один из одесских социальных гениев — художник-график Михаил Пархоменко, теперь — лауреат нашего конкурса «Люди дела». Вывел на свет Божий, на публику: в 2000 году у 73-летнего Михаила Зайца в Одессе состоялась первая в его жизни персональная выставка!
После были и другие выставки. Последняя — юбилейная: к 85-летию, — в Одесском художественном музее, в феврале — марте 2013 года. Более тридцати своих картин Михаил Заяц отправил как подарок на свою малую родину — в Ужгородский художественный музей...
А ведь и выучка изначальная была у художника Зайца весьма примечательная, очень достойная: у себя в Закарпатье он прошел отличную школу. Привожу отрывок из Википедии — не переводя его, ибо он — на родном языке Михаила Зайца.
«...Народився 27 жовтня 1927р. в с. Раково на Закарпаттi... Його дитинство i юнiсть припали на тривожнi i невлаштованi роки пiсля Першої свiтової вiйни i Другої свiтової вiйни. Пiсля розпаду Австро-Угорської iмперiї закарпатська земля ввiйшла складовою частиною до новоствореної Чехословацької держави i навiть пiзнiше одержала формальну автономiю. Потiм був надкороткий перiод Карпатської України на чолi з Августином Волошиним, окупацiя угорськими вiйськами, прихiд радянських вiйськ i входження в складi України до Радянського Союзу. Батько, працюючи три роки помiчником у цигана, вивчився на коваля. Коли Михайловi було 10 рокiв, переїхали ближче до Ужгорода, в маленьке село Пiдгорб, побудували невеличку хату i кузню. Малий Михайло по можливостi допомагав батьковi».
...Затем — художественное училище в Ужгороде: «Живопис викладав Ерделi, рисунок — Манайло, композицiю — Контратович, монументальне мистецтво — Бокшай. Вчителями по фаху у Зайця М. С. були А. Ерделi i Й. Бокшай. Вони були засновниками цього училища i, як потім виявилось, засновниками закарпатської школи художників. За їх спиною був багаторічний досвід навчання і творення в мистецькому середовищі Паризької, Берлінської, Празької і Будапештської шкіл художників».
...Во ВГИКе «учився Заяць Михайло добре: не мав жодної трiйки. Дипломну роботу зробив по сценарiю фiльму про Довбуша. Навiть спецiально їздив у Карпати. Ескiзи головних сцен ще до недавнього зберiгалися у нього».
УДИВИТЕЛЬНАЯ биография, и удивительным, легендарным, местом стала Санжейка, в которую зачастили художники, в том числе — новой генерации. Здесь, под руководством Михаила Пархоменко, прошел не один летний пленэр, и живописцы всегда весело роились на усадьбе Михаила Зайца, привечаемые «тетей Оксаной», женой Михаила Степановича. Такая вот пара дружная жила у нас на Одесщине: он — закарпатский русин, она — галичанка. Изъяснялись они, безо всяких комплексов, на двух языках, русском и украинском, и не было у них врагов по национальному признаку... да и вообще, полагаю, не было врагов, потому что светлые, открытые миру люди темную энергию вражды не притягивают.
Грустно, что так неумолимо Время. Смерть неотвратима. Но в данном случае она, при всей сопутствующей печали, естественна, с ней легко миришься: 87 лет, это, как-никак, долгая жизнь. Долгая, творческая, полная ярких впечатлений, и на старости лет человек был вознагражден живым дружеским общением с творческим «племенем младым, незнакомым».
Принадлежал Михаил Степанович к легендарному поколению — к когорте «шестидесятников», идеалистов и философов. Оно, в своих лучших представителях, было и остается поистине «поколением Вертикали»: для этих людей всегда существовало нечто такое, что они ставили превыше себя и своего материального благополучия. Сегодня, увы, это поколение уходит под свист и шиканье новоявленных хунвейбинов — борцов с «ватниками». Но эта «борьба» — преходящее поветрие: ведь после человека остаются плоды его трудов. Поэтому здесь тот случай, когда «печаль моя светла». И пусть сияет Михаилу Зайцу свет вечный.
Тина Арсеньева. Фото из «Википедии»
Источник: vo.od.ua
«Место встречи изменить нельзя», 1979
одеської кіностудії кира муратова три мушкетера говорухин художник-постановщик кинорежиссер композитор одеська кіностудія одесской киностудии виробництво астенический синдром искусство одесские кинематографисты параджанов евгений женин киностудия национального союза сценарист фестиваль председатель правления кинематографисты одесского отделения сергій тримбач одесский экран приключения электроника зеленый фургон народный артист изменить нельзя одесская киностудия кинематографистов александр ярослав лупий место встречи военно-полевой роман правления василевский приключения костроменко законопроект секретный фарватер одесских кинематографистов одесское отделение президент вторжение кінематографістів україни
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net