9 января 2015
Нынешней осенью в Фейсбук вылился поток гневного красноречия о судьбе Одесской киностудии. Не первый год отслеживая ситуацию, я отнеслась к «постам» с раздражением. Но «мышиная возня» вокруг, казалось бы, приевшейся темы вдруг приобрела какой-то зловещий, гофманианский, колорит. Фактаж заставляет задуматься: не подгрызут ли «мыши» государственную долю акций предприятия, которое именуется ЧАО(!) «Одесская киностудия» — «частное акционерное общество», при государственном пакете «50% плюс 1 акция»...
Председатель Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины, народный артист Украины Ярослав Лупий так и сказал мне по телефону: «Да, есть проблемы». В последнюю неделю ноября он побывал на пленуме НСКУ в Киеве и устало комментирует: конструктива в разруливание проблем пленум не внес. Новый председатель Госкино Украины, продюсер Филипп Ильенко огласил «программу», ничем, в сущности, не отличающуюся от той, которая была еще при Анне Чмиль, предшественнице Екатерины Копыловой, и чреватую внесением существенных изменений в законодательство Украины. Если эти насущные для кино изменения не появились до сих пор, то с какой стати парламент бросится рассматривать их, «когда идет АТО»? Резонным было и замечание из зала пленума о том, что представителя Госкино почему-то не торопятся ввести в состав наблюдательного совета ЧАО «Одесская киностудия».
В начале декабря в Киеве состоялась встреча председателей творческих союзов Украины с вице-премьер-министром Украины, новоназначенным министром культуры Вячеславом Кириленко. На этой встрече председатель НСКУ Сергей Трымбач, обозначив проблемы, сказал, в частности, и такое: «Ныне Одесская киностудия пытается отобрать у Одесского отделения нашего Союза занимаемое им помещение. Хочется надеяться, что Фонд государственного имущества займет здесь позицию арбитра, а не будет подыгрывать одной из сторон. Резервирую возможность обратиться к вам, господин вице-премьер, с просьбой вмешаться в эту ситуацию».
Это уже не перепалки в Фейсбуке. Это заявление ответственного лица.
Интрига локальная состоит в конфликте, разгоревшемся между председателем правления ЧАО Андреем Вадимовичем Зверевым, находящимся в этой должности два с половиной года, и генеральным продюсером, уже бывшим, Виктором Ноздрюхиным-Заболотным. Который, напомню, является также предшественником Зверева в его должности. И который не избежал в этой должности ни нареканий, ни даже скандала. А изобличать «попередников» — наша хроническая привычка.
Андрей Зверев с виду корректен, готов к общению. На моей памяти это уже четвертый руководитель Одесской киностудии. Или...«сторож при чужом складе».
...Любопытный материал от 5 декабря с сайта ОО НСКУ: «По следам чата с председателем правления ЧАО «Одесская киностудия» господином А. В. Зверевым, который проходил по чьей-то инициативе в интернет-издании «Телекритика» в пятницу 21 ноября 2014 года». Данное интернет-издание, поясняет Ярослав Лупий, имеет отношение к пресс-агентству в Киеве, находящемуся на частичном содержании Александра Ткаченко — генерального директора ТВ-канала «1+1» и, напомню, первого, с декабря 2005 г., «инвестора» и председателя правления тогда еще ЗАО «Одесская киностудия», со своей в ней сейчас долей акций.
Уместная врезка. «Согласно данным Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей на 19 ноября 2014 года, акционерами ЧАО являлись ФГИ (50% плюс 1 акция) и ООО «Новая киностудия» (49,9999%, Одесса; участниками компании являются ООО «Фонд развития киноискусства», 77,5%, Одесса, и «Тралион Комершал Лимитед», 22,5%, Лимассол, Кипр). Уставный капитал ЧАО «Одесская киностудия» на 19 ноября 2014 года составлял 62,172 млн. грн. (62 млн. 171,766 тыс. акций номиналом 1 грн.)». Источник: interfax.com.ua. «Кипр» — это тоже интригует...
«Новая киностудия» связывалась с именем Александра Ткаченко. В определенный момент львиную долю негосударственных акций молва связала с донецким бизнесменом Сергеем Тарутой, называя его «хозяином»; да что «молва», если одесские киношники таки удостоились аудиенции! После которой ни судьба киностудии, ни намерения ее так называемого «хозяина» нисколько не прояснились. Нынче Сергей Тарута — народный депутат Украины. Насколько успешно идут бизнес-дела председателя Индустриального союза Донбасса, можно лишь прикидывать. Увлечения вопросами кинопроизводства Тарута не обнаружил.
Виктор Ноздрюхин-Заболотный, которому руководитель ЧАО «Одесская киностудия» Андрей Зверев даже вход на территорию предприятия перекрыл, дает в Сети реплики на интервью Зверева ресурсу «Телекритика». И приводит такую цифирь, ссылаясь на ежегодную официальную отчетность: «Долги ЧАО «Одесская киностудия» на сегодняшний день составляют 6,1 млн. грн. финансовой помощи дочерним компаниям частного акционера и около 7 млн. грн. долг по аренде за землю городу. По мелочам наберется еще 400 — 600 тыс. грн. Вот уже восьмой год Одесская киностудия балансирует между банкротством и убыточностью. Чистый убыток за предыдущий 2013 год составил 2,24 млн. грн. Чистый доход снизился на 27,7% и составил 4,01 млн. грн. Средняя заработная плата по студии за 2014 год — 460 гривен».
А что же Фонд госимущества, уполномоченный представитель государства? Виктор Ноздрюхин-Заболотный прямо обвиняет руководство ФГИ в попустительстве банкротству киностудии: «Руководит процессом чиновник Фонда государственного имущества, председатель наблюдательного совета ЧАО «Одесская киностудия» Никитин Юрий Валентинович».
Как перетянуть чашу весов «совместной собственности» в пользу «частного инвестора»? Уменьшить процент уставного фонда государства. Чем сейчас и озадачено руководство ЧАО при попустительстве ФГИ, уверен В. Д. Ноздрюхин-Заболотный. И не он один. Эта интрига занимает сейчас умы ветеранов-киношников. «Комиссия ФГИ работала на студии 16 декабря, — рассказывает Я. В. Лупий. — В нее были включены председатель НСКУ Сергей Трымбач и, как член НСКУ, кинооператор Юрий Гармаш. Глава Госкино Филипп Ильенко не приехал. И Трымбач не приехал — как раз была встреча с министром Кириленко. Одесское отделение НСКУ официально заявило, что комиссия в таком количественном, без кворума, и качественном составе нелегитимна. Тем не менее, она работала».
В этот же день в Одессе не состоялось назначенное судебное заседание: ранее правление ОО НСКУ подало иск к администрации ЧАО «Одесская киностудия» за препятствование уставной деятельности Союза. То есть — Союз встал на защиту Ноздрюхина-Заболотного, которого администрация изгоняет с территории, словно нашкодившего школяра. Союз счел подобную манеру решения конфликтов неуместной: сегодня — члена НСКУ Ноздрюхина, а завтра? Ответчик не явился в суд, и заседание перенесли на 13 января...
В. Д. Ноздрюхин-Заболотный в свою очередь подал в суд на финансовую инспекцию, которая сформулировала причины его увольнения как «нанесення матерiальних збиткiв пiдприємству (за даними перевiрки Фiнансової iнспекцiї України) на суму понад 200 тис. грн., а також за бездiяльнiсть та професiйну неспроможнiсть органiзувати ефективну роботу продюсерського напрямку дiяльностi кiностудiї».
Ссора Иван-Иваныча с Иван-Никифорычем? Как видим, интрига может напроситься глубже. Некие «мыши» могут вострить зуб на государственную собственность — нам что, впервой? Говорю в качестве допущения: береженого Бог бережет, не так ли?
Вот кусочек сакраментальной «долевой собственности», вокруг которого с начала осени, если не раньше, идут «шорохи», прорвавшиеся в Фейсбук. Это многоэтажная гостиница «Экран» на Французском бульваре. «Сегодня, под любым предлогом, с киностудии увольняются специалисты, задействованные в кинопроизводстве, — дает реплику Виктор Ноздрюхин-Заболотный, — ...а вместо них в штат набираются уборщики, вахтеры, маркетологи, курьеры, ландшафтные дизайнеры, сантехники и водители. После чего всем этим людям незаконно выдаются ордера на поселение в общежитие «Экран» с гарантией, что они в дальнейшем приватизируют эти жилые площади... Общежитие «Экран», которое стоило 7,4 млн. грн. во время акционирования, с августа 2012 года уценено и уже стоит 4,7 млн. грн. Таким образом, несмотря на Закон Украины N 2948-VI от 14 января 2011 года «Про заборону приватизацiї, вiдчуження, передачi в заставу та внесення до статутних капiталiв господарських товариств усiх форм власностi пакета акцiй, що належить державi у статутному капiталi закритого акцiонерного товариства «Одеська кiностудiя», — делается все для того, чтобы общежитие по-тихому передать в коммунальную собственность города». Те же попытки со знаменитым киностудийным общежитием «Куряж»...
Третий камень преткновения — особняк Сан-Донато, внесенный в декабре 2005 года в уставной капитал ЗАО как часть государственной доли и предоставленный «в пользование» Одесской организации НСКУ. У Союза, сетует Я. В. Лупий, нет денег на ремонт этого памятника архитектуры. А меценат не даст: с какой стати ему за свой счет приводить в порядок собственность «ЧАО»? Выселить творческую организацию не имеют права. Но и шагу ступить в особняке без согласования с ФГИ Союз не может. ФГИ подыскать спонсора не торопится.
А вот любопытный выпад в интервью Андрея Зверева «Телекритике»: «Одесское отделение НСКУ взяло на себя единственную благородную задачу — надзирающего органа над деятельностью киностудии. И только. Все наши попытки организовать совместную деятельность не дали результатов. Администрация ОО НСКУ неплохо себя чувствует за счет нелегального заработка от аренды особняка Сан-Донато. Остальные кинематографисты являются свободными творческими единицами и заложниками «лупиевщины».
«...Как утверждают киношники, — парирует Ярослав Лупий, — инвесторы с самого начала стали представлять Министерству культуры и туризма Украины и Фонду госимущества фиктивные планы возрождения Одесской киностудии ради одной цели: приватизировать за бесценок государственную долю — имущество, а землю пустить под коммерческое строительство. Так, специалисты департамента межгосударственных имущественных отношений и совместных предприятий ФГИ отмечали, что инвестиционный взнос в сумме 31 085 882 гривен иссяк в течение 2006—2007 годов. Причем на собственное кинопроизводство из этих денег было потрачено 2 601 219 гривен. ...Окружной административный суд города Киева постановил, что «Экран» все-таки является общежитием и был незаконно внесен в уставный фонд акционерного общества. Заручившись этим судебным решением, акционеры вдруг начали набирать на работу новых сотрудников, хотя ее не хватало и имеющимся. Новичков селили в гостиницу, официально ставшую общежитием. Некоторым выделяли по несколько комнат, которые переоборудовались в отдельные квартиры. Причем уже есть договоренность с местными чиновниками, что общежитие передается на баланс города».
Вот вам и интрига. Как там, интересно, все-таки дела у председателя совета директоров Индустриального союза Донбасса Сергея Алексеевича Таруты?..
Автор: Тина Арсеньева
«Место встречи изменить нельзя», 1979
астенический синдром правления секретный фарватер зеленый фургон законопроект кинематографистов председатель правления сценарист кинематографисты кира муратова виробництво художник-постановщик президент одеської кіностудії одесское отделение параджанов сергій тримбач изменить нельзя одеська кіностудія ярослав лупий национального союза одесский экран одесского отделения три мушкетера костроменко говорухин место встречи одесских кинематографистов одесские кинематографисты композитор евгений женин искусство александр военно-полевой роман кинорежиссер приключения электроника киностудия приключения фестиваль одесская киностудия василевский народный артист кінематографістів україни вторжение одесской киностудии
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net