17 апреля 2012
В газете «Комсомольская правда в Украине» 12 апреля 2012 г. появилась публикация о возможной судьбе Одесской киностудии, которая буквально ошеломила читателей. Она была перепечатана многими интернет-изданиями и стала поводом к широкому и взволнованному обсуждению не только в СМИ, но и на улицах, в транспорте…
Чтобы расставить все точки над «і» в этом вопросе, предлагаем Вашему вниманию полный текст указанной публикации и наш комментарий на сей счет.
Одесскую киностудию не продадут, пока живы Муратова и Говорухин
В начале мая на Французском бульваре состоится собрание акционеров, на котором изберут нового директора предприятия.
Жанна Жукова — 12.04.2012
– Мне нет смысла сидеть в этом кресле, если я ничего не могу сделать, – рассказал "КП" председатель правления ЗАО "Одесская киностудия" Виктор Ноздрюхин-Заболотный. – У меня нет денег на зарплаты людям, я не могу обеспечить уход за территорией, которую ежедневно должны убирать 12 дворников. Три года назад, когда я занимал пост директора, на студии не было света, отопления, Интернета и телефонной связи, по территории бегали собаки, охраняя стоянку для машин, в которую превратился двор. В результате ушли все арендаторы. За три года все преобразилось, но коллектив мне пеняет, мол, кино все равно не снимают. Я отвечаю: не может один человек на это повлиять. На своих личных связях я пытаюсь затянуть сюда какие-то картины, но для того, чтобы студия существовала, нужно принимать целый ряд законопроектов, который будет работать на возрождение кинематографа, как когда-то это было сделано в России.
– Но ведь власти предпринимают попытки для этого?
– Как всегда в нашей стране очень грустно: декларируется одно, а делается совсем другое. На развитие кино в этом году выделено 150 млн. грн. По российским меркам это, конечно, маленькая сумма, но лучше, чем ничего. На финансирование за счет государства подали 80 заявок от разных компаний, но от Одессы никто не прошел. Мы подавали заявку на фильм "Одесса, я люблю тебя", в котором должны были участвовать такие маститые режиссеры, как Кира Муратова, Марлен Хуциев, Станислав Говорухин, Петр Тодоровский. Нам отказали, мол, немного концепция сыровата и между новеллами нет драматургических связок. Но должен отметить, что в процессе концепция сама собой дорабатывается, додумываются детали, а кроме этого, в фильмах, "Париж, я люблю тебя", "Москва, я люблю тебя" также сложно найти связки.
– У вас есть предположение, кто займет ваше место?
– Уже имеется претендент, это человек из Киева, который сейчас занимает должность финансового директора – Андрей Зверев. Ему доверяют акционеры, правда, единственная проблема – он не киношник и не знает процесса кинопроизводства. Любой человек, который садится в это кресло, должен понимать, что ему по плечу решить все существующие проблемы на предприятии.
– Как вы думаете, что ждет киностудию в будущем?
– Большая часть нашего украинского политикума видит здесь только очень дорогую землю. Предприятие проживет очень недолгое время, пока еще здравствует Говорухин, Хуциев, Муратова, слово которых имеет вес и может вызвать резонанс. Очень не хочется, чтобы Одесскую студию ждал такой финал, как Ялтинскую. Кинофабрику могут перенести, скажем, на поселок Котовского или в Ильичевск, а здесь оставят административный корпус и павильон, где работала Вера Холодная. Остальную территорию застроят коттеджами и высотками. Я хочу ошибаться, поскольку студия, на которой я проработал 34 года, мне дорога.
– Есть ли способ спасти киностудию?
– Для этого нужно желание политической элиты. Должен отметить, что сейчас наступила эра цифровых технологий, и для того, чтобы студия функционировала, не нужно 6,5 гектаров земли. Достаточно несколько комнат, в которых хранится оборудование и декорации. В штате будет не 100 человек, а всего четыре, остальных можно приглашать, когда будет сниматься кино. Таких студий сейчас много. Но если наше молодое государство хочет чтить свою историю, то киностудии, как и театры с музеями, нужно приравнять к национальному достоянию. Одесская киностудия – одна из первых на советском пространстве, это настоящий бренд. На ее территории можно было создать музейный комплекс, как это делают в Голливуде. Я понимаю, с одной стороны, наших политиков, когда не хватает денег на пенсии, наверное, кино не главное. Но денег когда-нибудь хватит, а вот студии уже может не быть.
Источник: http://odessa.kp.ua/daily/120412/333511/print/
Наш комментарий.
Право же, весьма странное впечатление остается от знакомства с этим «заупокойным плачем» человека, который, по собственному признанию, 34 года проработал на родной Одесской киностудии. Думается, вполне логично рассматривать это интервью как своеобразный отчет руководителя государственного учреждения культуры за три года исполнения обязанностей председателя его правления. И, как следует опять-таки непосредственно из цитируемого текста – кино тут так и не снимают, денег на зарплату сотрудникам нет, а собственно сотрудники киностудии, упомянутые директором – это… дюжина дворников. Что и говорить, крепкие творческо-производственные кадры!
Думается, не по принуждению Виктор Дмитриевич исполнял обязанности председателя правления ЗАО? Чем же запомнилось его время? Периодическими скандалами с криминальным подтекстом и судебными разбирательствами? Деятельностью на поприще частного (как владельца производственного цеха и аппаратуры в нем) околокинематографического бизнеса, а в свободное от руководительства время – на ниве увлечения опять-таки своей же личной режиссурой? И на подобном фоне - бесконечными его сетованиями на отсутствие «высшей политической воли» в государстве в деле спасения киностудии? Но, к слову, если уж коснулись мы именно этого аспекта, то нелишне напомнить, что не В.Ноздрюхин, а именно Правление Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины (то есть, как раз отлученные от работы на студии ее ветераны-профессионалы, а никак не штатные двенадцать дворников под началом директора!) добились на встрече с Председателем Верховной Рады Украины того, что буквально в последний момент была предотвращена продажа киностудии, что называется, «с молотка». И подписание Президентом специального Закона Украины по этому важнейшему для нас вопросу тоже стало результатом усилий тех самых отлученных от профессии и от работы кинематографистов.
Давайте называть вещи своими именами. Была ли программа развития Одесской киностудии у Виктора Дмитриевича? Складывается впечатление, что он вдруг почувствовал чувствует уязвимость своих позиций в глазах акционеров Одесской киностудии, и пытается сделать хорошую мину при неважной игре. Мол, киевский претендент на одесское киноначальственное кресло г-н Зверев (и по какому праву из уст В.Ноздрюхина озвучивается эта кандидатура?) – не киношник, не знает кинопроизводства, а потому, того и гляди, студию отфутболят куда-нибудь на поселок Котовского, или в Ильичевск. И тогда еще народ непременно всплакнет по ушедшему директору! Но будет поздно. Отсюда, вероятно – и упоминание славных имен С.С.Говорухина, М.М.Хуциева и К,Г.Муратовой. Однако ведь ни Марлен Мартынович, ни Станислав Сергеевич нынче впрямую ни с Одессой, ни с киностудией не связаны. Да и Кира Георгиевна – человек сугубо творческий, но никак не влиятельный парламентарий и не высокопоставленный чиновник Администрации Президента.
Само по себе интервью Виктора Дмитриевича, на наш взгляд, сколь откровенно, столь и цинично. Судите сами. Развивая собственную концепцию возрождения кинопроизводства, В.Д. Ноздрюхин открытым текстом говорит о… ненужности студийной территории, о достаточности всего нескольких комнат и штата из четырех человек (не иначе, одного председателя правления и трех дворников – по одному на каждую комнату?!) Что же тогда есть национальное достояние?!
Хватит. Свое мнение о положении дел на легендарной Одесской киностудии кинематографисты четко выразили в своих обращениях к первым лицам государства. В них – достойная и заслуженная оценка «руководителям» студии, которые привели ее к сегодняшнему развалу и позору – и о приснопамятной О.Я.Неверко, от чьих «подвигов» по уничтожению нашей киноистории - и поныне оторопь берет, и о В.Д.Ноздрюхине, ставшем антигероем нынешнего комментария.
Да, нам нужна Одесская киностудия, и Украине (и не только ей!), бесспорно, нужны одесские фильмы. Но - всем нам нужно крепкое, профессиональное, инициативное и честное ее руководство. С этих позиций и в этом русле мы и рассматриваем происходящее ныне на заповедной земле Французского бульвара.
От Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины –
Ярослав ЛУПИЙ.
Председатель Правления,
Народный артист Украины
{jcomments on}
«Место встречи изменить нельзя», 1979
президент одесская киностудия сценарист кинематографистов одесский экран правления изменить нельзя астенический синдром ярослав лупий одесское отделение сергій тримбач кира муратова законопроект искусство народный артист приключения электроника александр говорухин кинорежиссер кинематографисты одесских кинематографистов одесского отделения место встречи одесской киностудии кінематографістів україни три мушкетера одесские кинематографисты художник-постановщик председатель правления одеської кіностудії секретный фарватер одеська кіностудія вторжение киностудия евгений женин василевский виробництво зеленый фургон военно-полевой роман приключения костроменко композитор национального союза фестиваль параджанов
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net