10 февраля 2012
Народному артисту СССР Владимиру Зельдину исполняется 97 лет. Юбиляр рассказал, что никаких торжеств по этому случаю не планирует, он собирается просто работать.
|
|
|
Всего на счету Зельдина — более 50 киноролей: в фильмах «Учитель танцев», «Карнавальная ночь», «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня», «Десять негритят», «Принцесса на горошине», «Классик» и другие. В их числе – судья Уоргрейв в ленте «Десять негритят» (режиссер – Станислав Говорухин, Одесская киностудия) Владимир Зельдин уже давно стал примером уникального творческого долголетия. Один из первых его фильмов — «Свинарка и пастух», в котором он снимался в 1941 году, сразу сделали его популярным. Артист и сейчас, вальсируя, с легкостью исполняет на своих творческих вечерах «Песню о Москве» из этой киноленты.«Это уже стало традицией: в свой день рождения я выхожу на сцену, — пояснил Владимир Михайлович. — На сей раз это будет спектакль „Танцы с учителем“, по мотивам биографии самого Владимира Зельдина.
Долгих лет жизненного творчества Владимир Михайлович , ваши Одесские кинематографисты!
Историческая справка:
Родился в семье Михаила Евгеньевича (тромбониста и дирижёра) и Анны Николаевны (учителя) Зельдиных. Детство будущего актёра прошло в атмосфере любви и нежного отношения друг к другу. Мать, Анна Николаевна Попова, свою жизнь посвятила семье. Отец, Михаил Евгеньевич Зельдин, был музыкантом, дирижёром, военным капельмейстером, создателем и руководителем музыкальной школы в Твери. Помимо самого младшего Владимира в семье было ещё четверо детей: брат Юрий и сёстры Елена,
Нина, Ирина.
В 1920 году Зельдины переехали в Тверь, где Владимир пошёл в гимназию. А с 1924 года семья стала жить в Москве. Владимир продолжил учёбу в военизированной школе на Таганке. Все дети, как и отец, были музыкальны и играли на разных инструментах. Владимир освоил трубу, рояль и скрипку, что очень пригодилось ему в жизни.
Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта. Через четыре года Володю посетила новая мечта — профессия военного моряка, привлекшая своей романтикой, но в военное училище его не взяли из-за плохого зрения. После окончания школы работал учеником слесаря на заводе,
В начале 1930-х годов производственно-театральные мастерские при театре МОСПС (который в 1938 году стал основой Театра имени Моссовета) набирали актёрский курс. Не особо веря, туда пошёл сдавать экзамены Владимир Зельдин. Приемную
комиссию возглавляли Василий Ванин и Евсей Любимов-Ланской. На экзаменах Володя читал стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской, и был принят неожиданно для себя. Руководителем курса стал Евгений Лепковский, танец преподавали
бывшая балерина Большого театра Вера Мосолова и будущий главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. Вместе с Шаховской Зельдин давал уроки в танцевальных студиях. Однако из двадцати пяти человек курса только двое
стали известными актёрами: Владимир Зельдин и Николай Парфёнов. Мастерские Владимир Михайлович закончил в 1935 году.
В 1938 году Зельдин перешёл в Театр транспорта (ныне Театр имени Н.В. Гоголя). Здесь актёр сыграл в спектаклях, поставленных по классикам мировой литературы: "Без вины виноватые" А.Н. Островского (массовка), "Комедия ошибок" Уильяма Шекспира (Антифон Сиракузский), "Коварство и любовь" Шиллера (Фердинанд).
В 1940 году ассистентка режиссёра Ивана Пырьева попала на спектакль Театра транспорта "Генеральный консул", где приметила молодого Владимира Зельдина в роли рядового Гоглидзе, позже порекомендовав его Пырьеву. В фильме И. А. Пырьева
«Свинарка и пастух» он получил широкую известность после первой же большой роли в кино (Мусаиб). Снимался также в фильмах «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Женщина в белом», «Десять негритят» и многих других.
С 1945 года работает в Центральном театре Советской Армии. Великолепная сценическая пластика и вокальное мастерство проявились в роли Альдемаро («Учитель танцев» Лопе де Вега).
В Театре Российской Армии (ЦАТРА) играет главную роль в мюзикле «Человек из Ламанчи» (постановка Ю. Гусмана), поражая зрителей блестящей физической, актерской и вокальной формой (спектакль был поставлен к 90-летию В. М. Зельдина в 2005
году), а также главную роль в спектакле «Танцы с учителем». Кроме того, занят в спектакле «Приглашение в замок» Ж. Ануя (постановка А. Бурдонского) в роли Мессершмана и в музыкальном спектакле «Давным-давно» (постановка Б. Морозова) в роли Кутузова. В Театре «Модерн» играет Князя К. в спектакле «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского (постановка Б. Щедрина), где его партнёршей выступает Наталья Тенякова.
Фильмография:
1938 — Семья Оппенгейм — гость на дне рождения Бертольда
1941 — Свинарка и пастух — Мусаиб Гатуев
1947 — Сказание о земле Сибирской — Борис Оленич
1952 — Учитель танцев — Альдемаро
1955 — В квадрате 45 — диверсант
1956 — Карнавальная ночь — клоун Николаев
1960 — Повесть пламенных лет — Грибовский
1961 — Укрощение строптивой — Люченцио
1964 — Царская невеста (Опера) — Бомелий
1966 — Залп «Авроры» — Андронников
1970 — Дядя Ваня — Серебряков
1970 — Миссия в Кабуле — майор Стевени, военный атташе
1973 — С тобой и без тебя — отец Фёдора
1975 — На край света — отец Володи
1975 — Это мы не проходили — капитан I ранга, партнёр на танцах (эпизод)
1975 — Полковник в отставке — Иван Михайлович
1975 — Страх высоты — Дягилев
1975 — Центровой из поднебесья — эпизодическая роль
1976 — Всегда со мною — Лугин
1976 — Принцесса на горошине — Обергофмейстер
1973—1977 — Блокада — фон Лееб
1978 — Дуэнья — Дон Джеромо
1978 — 31 июня — король Меллиот / мистер Диммок
1979 — Добряки — Витальев
1979 — Инспектор Гулл — Артур Берлинг
1980 — Рафферти — сенатор Феллоуз, председатель комиссии
1981 — Женщина в белом — Фредерик Фэрли, эсквайр
1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — комиссар
1985 — Марица — Шандор
1985 — Победа
1987 — Десять негритят — судья Уоргрейв
1988 — Запретная зона — дачник
1989 — Канувшее время — Соловьев
1990 — Арбатский мотив — Родион
1990 — Последняя осень — Желтухин
1990 — Искушение Б. — Пал Палыч
1991 — Дьявольские куклы мадам Мэндилип — доктор Лоуэлл
1992 — Тайна
1997 — Полицейские и воры — дедушка
1997 — Вино из одуванчиков
1998 — Классик — Вася Резаный
1999 — Утро не время для девочек (короткометражный)
1999 — Женщин обижать не рекомендуется — Идкинд
2000 — Формула счастья
2004 — Даша Васильева 2. Любительница частного сыска. Дама с коготками — Вольдемар
2006 — Парк советского периода — Мусаиб
2006 — Бес в ребро, или Великолепная четвёрка — тесть Бориса
2006 — Андерсен. Жизнь без любви — сторож в театре
2006 — Чёртово колесо — профессор Арсений Петрович
2007 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — старый клоун
2007 — Счастливы вместе (3-й сезон) — коллекционер
2010 — Сваты 4 — Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
2011 — Сваты 5 — Николай Николаевич, отец Ольги Николаевны
{jcomments on}
«Место встречи изменить нельзя», 1979
параджанов ярослав лупий одесские кинематографисты председатель правления одесских кинематографистов одесской киностудии национального союза александр народный артист кинорежиссер кинематографисты одесская киностудия говорухин одеська кіностудія фестиваль виробництво композитор одесского отделения союз кинематографистов кинематографистов кінематографістів україни три мушкетера военно-полевой роман одесское отделение сценарист сергій тримбач астенический синдром приключения искусство одеської кіностудії секретный фарватер место встречи киностудия президент художник-постановщик евгений женин одесский экран вторжение костроменко приключения электроника правления законопроект кира муратова изменить нельзя зеленый фургон
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net