26 августа 2011
Легендарный советский кинорежиссер находится в Одессе уже 11 дней. Федор Бондарчук здесь же заявил, что Говорухина попросту боится. Режиссер культового фильма «Место встречи изменить нельзя» снимает здесь новый фильм и в перерыве между съемками дал эксклюзивное интервью корреспонденту ИА «Репортер».
Станислав Сергеевич, Вы часто выбираете Одессу как место для проведения съемок. За счет этого, в частности, она выживает. Это сознательный выбор или это обусловлено факторами от Вас не зависящими?
- Ну, конечно, сознательно. Эту картину я мог снимать хоть в Воронеже, хоть в Москве. Если я могу и в Воронеже и в Москве, почему бы не в Одессе?
То есть к планам и натуре это не привязано?
- Да и прошлая картина тоже. Была такая же ситуация. Вот когда я снимал «Благословите женщину», это и должна была быть Одесса. А все остальное… Ну, Одесса, все-таки, родной город, Одесская киностудия…
Недавно Советник Президента Украины по вопросам гуманитарной политики Анна Герман заявила о необходимости ликвидировать все творческие союзы, объясняя это желанием «отрубить хвост советской системы». Как Вы к этому относитесь?
- Это чистое обезьянничанье. Мы же хотим быть «как цивилизованный мир». Общий принцип должен быть такой – прежде, чем сломать дом, нужно построить рядом новый, а потом сломать старый, а у нас сначала сломают, а потом они что-то строят.
Уничтожить союзы? Ну хорошо. А другого ничего не создали. Сначала надо это сделать, посмотреть, как это работает – какая-то новая общественная организация. Союзы организованы в какую-то общественную силу все-таки, государство, если оно заботится о том, чтобы власть крепче держалась, проводит политику, удобную для народа. Если она заинтересована, чтобы крепче держаться, нужно создавать какие-то общественные силы. Почему бы их не организовать и не работать с творческими союзами? Советская власть же работала через творческие союзы и очень успешно.
Ведь это же потянет за собой другое. Отменят творческие союзы – отнимут у писателей дом или Дом творчества, точно также и у кинематографистов. Это же сразу потянет за собой жульничество, имущественные вопросы сразу возникнут. «Вот теперь союза нет, давай отцапаем их дом». Помещение, в котором, скажем, Союз писателей собирается, пригодится жадным рукам, пригодится и это помещение. Он его отремонтирует и продаст.
А как в России это происходит?
- Пока не трогают и не опираются никак на союзы. Есть имущество, площади, которые он сдает в аренду, может продать и прочее. Отменить сегодня союзы в России – это значит отнять у них последние деньги, а на что будут жить старики-кинематографисты?
В 1988 году Вы были первым секретарем Одесского отделения Союза кинематографистов и директором жанрового кинофестиваля «Золотой Дюк», который с успехом прошел в нашем городе. Как Вы считаете, можно ли сейчас в Одессе повторить нечто подобное?
- «Золотой Дюк» был в другое время. У всех был энтузиазм. Это был праздник всего города, а сейчас и публика другая, и молодежь другая, и интерес к кино иссяк. А кино и нет на Украине сейчас.
Как Вы считаете, Одесса сильно изменилась с тех пор?
- Меняется, конечно. В лучшую сторону. При советской власти город был скучный, неосвещенный, дома, памятники архитектуры находились в ужасающем положении. Храмы разрушены. Что любопытно, тут был такой мэр, Боделан. И я помню в 86-м году, когда началась перестройка, он был секретарь по идеологии. И вот он собрал нас и, как говорят сегодня, «мозги парил».
Я говорю: «Руслан Борисович, ну некрасиво, как это: в центре города стоит храм, ну, пусть там будет планетарий. Ну, хоть купола бы привели в порядок». Боже, как он на меня набросился! И главное, что мои товарищи меня не поддержали.
Прошло лет 14. Захожу я к Боделану в кабинет, в мэрию. Он весь уставлен макетами храма на Соборной площади, и он мне рассказывает, как они будут восстанавливать храм. И он уже только этим и живет, какой храм будет, какой колокол… Я думаю: «Вспомнил бы ты себя в 86-м, какую ты чушь нес».
Как Вы оцениваете нынешние отношения России и Украины?
- Дело вот в чем: что бы власти киевские не говорили, это, все-таки, два братских народа, практически один народ. Что бы не говорили во Львове или в Киеве, это один народ. Украина разные периоды переживала и сегодняшний она переживала году в 18-м, когда здесь был «гетьман». На следующий день все уже стали говорить только на «украинской мове», документы заполнять только по-украински. Это было, было и еще будет.
Разделить нельзя эти два народа. Как говорил один мудрый человек, Украина и Россия несоединимы, но и неразделимы. Потом не надо забывать, что Украины две: Восточная и Западная. Западная всю жизнь была оккупирована то царем, то советской властью, и она всегда была польско-венгерско-австрийская. Восточная всегда была Малороссией. Она очень близка по духу, по культуре, по всему очень близка России. Это беда, конечно, то, что Украина так резко разделяется на две, но так устроено, ничего не поделаешь.
Автор: Вера Попандопуло
Источник: Репортер Одесса
{jcomments on}
«Место встречи изменить нельзя», 1979
сергій тримбач кира муратова секретный фарватер президент кінематографістів україни александр евгений женин параджанов национального союза три мушкетера говорухин сценарист одесская киностудия военно-полевой роман одесские кинематографисты одеської кіностудії правления народный артист председатель правления одесский экран одесских кинематографистов приключения одесское отделение астенический синдром фестиваль художник-постановщик композитор вторжение виробництво василевский законопроект киностудия ярослав лупий кинорежиссер кинематографистов изменить нельзя искусство кинематографисты одесского отделения зеленый фургон одесской киностудии одеська кіностудія костроменко приключения электроника место встречи
Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net