ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА

ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА

25 июля 2011

Буквально накануне так называемого «Второго Одесского международного кинофестиваля» Правление Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины, в котором, в частности, состоят Кира Муратова, Станислав Говорухин и другие мастера кино с мировыми именами, выступило с официальным заявлением для средств массовой информации. Вот его полный текст.

Вначале было слово. Потом был экран. И слово, донесенное до экрана, покорило десятки и сотни миллионов кинозрителей. Так искусство кино оказалось всенародно любимым, и кинематограф стал непреодолимо манить к себе всех и вся. В том числе, увы, и тех, кто увидел в нем разве что легкую возможность «присоседиться» к чужой славе, а заодно — и оболгать ее истинных носителей.

В последние месяцы в некоторых электронных СМИ появился ряд публикаций, подписанных разными авторами, но объединенных буквально патологическим стремлением каждого вылить ушат грязи на одесских кинематографистов, на их творчество — на фильмы, признанные кинокритиками, зрителями страны и мира. Циничному и брутальному остракизму подвергается деятельность Национального союза кинематографистов Украины. Ничтоже сумняшеся, походя, новоиспеченные «публицисты», «критики» и «мемуаристы» беззастенчиво облачаются в тогу оракулов и вершителей не только судеб отечественного киноискусства, но и общечеловеческой морали.
Так, один из них оплевывает ВСЮ легендарную историю Одесской киностудии и, не моргнув глазом, заявляет о том, что слава фильмов с одесским логотипом — дутая и искусственная. (И это о фильмах «Весна на Заречной улице» и «Место встречи изменить нельзя»?!). С таким же апломбом сей «специалист» с дипломом экономиста, который в одном издании обсуждает насущные проблемы проктологии, во втором рецензирует премьеры театра и кино, а в третьем дает рекомендации по выращиванию бананов и ананасов на Северном полюсе, называет данные официальной статистики, которая неопровержимо свидетельствует о зрительских симпатиях к одесскому фильму, «придуманной в Одессе липой».
Другая авторесса не гнушается утверждать: мол, из одного только того факта, что лично ей не нравятся фильмы конкретного режиссера, безоговорочно следует признать его заведомой бездарью и конъюнктурщиком. И тут же она в опубликованном сразу несколькими СМИ своем персональном обращении к председателю Верховной Рады Украины требует за свои «эксклюзивные заслуги» перед Отечеством и мировой культурой повысить кинематографистам (ну, и ей лично, в их числе, разумеется!)) пенсию КАК МИНИМУМ в четыре раза. (Надо ли пояснять, что поименованные выше «заслуги» как раз и состоят в наглом оскорблении талантливых людей, удостоенных, к слову, высших почетных званий, государственных и кинофестивальных наград).

Словно бы соревнуясь с упомянутыми двумя фигурантами, еще один позиционирует самого себя чуть не Мессией: во-первых, он врач-целитель, во-вторых, сосед широко известного в узких кругах писателя, в-третьих, гениальный кинорежиссер и сценарист, в-четвертых, публицист и эксперт по вопросам политики, экономики, кинопроизводственного менеджмента и продюсерства в рок-музыке. А далее сей же (стопроцентно во всем перечисленном — самозванный, заметим!) «многостаночник» спешит поведать, будто именно он автор, организатор и художественный руководитель популярнейших кинофестивалей. Зато народного артиста одной страны и заслуженного деятеля искусств другой, чьим талантом и чьей энергией эти фестивали были проведены в реальности, именует едва ли не мелким ловкачом, только и способным на то, чтобы с важным видом раскуривать трубку. Министру кинематографии, оказывается, наш пострел еще в пору своей ранней юности звонил напрямую: мол, что ты там, министр, дурака валяешь? Делай, что я тебе говорю! Главному редактору самого популярного в СССР журнала наш Хлестаков, по его воспоминаниям, и вовсе указал на дверь… И так далее, и тому подобное…

Больно и горько. Вдвойне больнее, что в числе новоявленных ниспровергателей и детей лейтенанта Шмидта нет-нет да и попадаются члены Союза кинемато-графистов, лжеспасители и защитники Одесской киностудии. Что попишешь — в семье не без… изъяна! Правда, когда кое-кого из них общим собранием исключают из союза за причиненный вред, отсутствие конструктивизма, ложь, тут же следует… судебный иск о защите чести и достоинства! Ну чем не пациент для психиатра?!

Конечно, собака лает, а караван идет. И можно бы вроде не обращать на все это внимания, слишком уж много чести и пиара хамству. Это порождение эпохи, когда нижнее белье кинозвезд становится аукционным эксклюзивом. Некая дама, у которой с кинематографом общего не больше, чем у калош с пепси-колой, гламурно-косноязычно вещает на пресс-конференции: «Мы — это новое кино, и пусть не обижаются в Союзе кинематографистов, но старый хлам нам не требуется».

Однако настораживают два момента. Первый — уж больно ощутима чья-то, явно из-за кулис, «направляющая рука», заботливо опекающая, как видно, и морально, и материально, этих радетелей скандалов, рыцарей хамства, мастеров беззастенчивого вранья. Куда тревожнее второй момент: ведь по этим «критикам», «публицистам» и «мемуаристам» и по их опусам, глядишь, станут судить и о нашем киноискусстве, и о его творцах те, кто истинного кино не знает, зато к желтой прессе успел привыкнуть.

К чему же мы призываем читателей этих строк и особенно молодых? Откройте изданные киножурналы, книги о кино, фильмы и фильмографические справочники. Или еще проще и привычнее для вас: зайдите в Интернет и наберите в строке поисковика «Одесская киностудия», nsku.od.ua или сочетание имени и фамилии одесских кинематографистов — режиссеров, операторов, художников, композиторов, актеров, которые составляют славу Одесской киностудии. Право же, тогда и ваши собственные, без непрошенных амбициозных подсказок провокаторов выводы не заставят себя ждать.

Правление Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины.

* * *
Казалось бы, непосредственно с пышным и громким праздником кино, каковым надлежит быть кинофестивалю и каковой щедро обещали одесситам его организаторы, приведенное заявление одесских кинопрофессионалов никак не может быть связано. Но, увы – только на первый взгляд. Именно пренебрежительное, демонстративно наплевательское отношение к одесситам со стороны функционеров малоизвестного киевского «Общества с ограниченной ответственностью», зарегистрированного по неприметному адресу частной квартиры в столице Украины (они-то и «делали фестиваль!») – и стало своеобразной визитной карточкой этого, с позволения сказать, «события».

Однако же, не будем голословны. И, во избежание обвинений в предвзятости и необъективности - продолжим знакомство с документами и публикациями прессы.

Скандал! ОМКФ унизил заслуженных деятелей кино

Уникальный прецедент на Одесском кинофестивале. Здесь персонами нон-грата фактически объявлены сами профессиональные кинематографисты города. Создателям киношедевров, членам Одесского отделения союза кинематографистов в полном составе предложено посещать лишь неофициальные кинопоказы, исключительно при наличии свободных мест и только в порядке общей очереди.

Среди тех, кто остался за бортом ОМКФ, в частности, оказались: Вадим Костроменко - патриарх отечественного кино, заслуженный деятель искусств Украины, директор Музея кино, профессор, режиссер-постановщик фильмов «Квартет Гварнери», «Секретный фарватер» и многих других..

Леонид Бурлака – заслуженный деятель искусств Украины, главный оператор картины «Место встречи изменить нельзя».

Виллен Новак - народный артист Украины, академик, режиссер фильмов «Принцесса на бобах», «Вторжение», «Гу-га», «Дикая любовь» и др.

Ярослав Лупий – народный артист Украины, Председатель Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины, создатель лент «Даниил – Князь Галицкий», «Сто радостей» и др.

(Источник - Информационное агентство «Мост»).

И вместе с этим квартетом наиболее именитых «вне игры» оказались еще свыше девяноста наших кинопрофессионалов. Но, быть может, широко разрекламированная «Красная дорожка» на открытии была и без одесских киномэтров сверх меры переполнена кумирами кинозрителей? Ан, нет: якобы королев и королей мирового экрана у входа в Оперный театр, видимо, призваны были «бескорыстно» изображать люди, куда менее известные даже самой искушенной публике. Спасибо хоть, наутро интернет-издание «Думская net» скрупулезно назвало их поименно: директор горзелентреста, юристы и финансисты мэрии, депутаты городского совета, их родственники, друзья, подруги, руководитель областной службы МЧС, дочь и зять конкретного олигарха и т.д. и т.п.

И далее это издание поведало: в традициях Оскара и Канн гости фестиваля дефилировали по красной ковровой дорожке. Любой желающий мог приобрести vip-абонемент с возможностью пройтись по красной дорожке всего за 5 000 гривен. Однако сейчас его цена выросла до 20 000.

А и впрямь - интересно: перечисленные выше «кинозвезды» платили из своего «тощего» чиновничьего кармана, или им была «оказана материальная помощь» из бюджетных средств? Правда, в канун «кинофестиваля» неоднократно говорилось и писалось об исключительно внебюджетных средствах, на него затраченных, однако вдруг появились сообщения и совсем иного рода:

Кинофестиваль, как ширма бесхозяйственности.

Проводить кинофестиваль в стране, где чиновниками давно замучен отечественный кинематограф, и в городе, где украдена киностудия и давно не снимают кино - не просто кощунство, но и свинство. Одним словом - пирушка богатых в голодном и разбитом городе! – это констатирует программа телекомпании «Круг», тут же подчеркивая, что из бюджета города на проведение Второго международного кинофестиваля в Одессе предусматривается 750 тысяч гривен. А телекомпания «Академия» отмечает: в то время, когда на Западе сливали в унитаз медиа-империю Руперта Мэрдока, в Одессе аналогичной процедуре подвергали отечественный кинематограф. Вернее то немногое, что от него на сегодняшний день осталось. Примечательно, что одесская областная администрация ассигновала на проведение Одесского международного кинофестиваля полтора миллиона бюджетных гривен.

Ну, и чем же встречала Одесса гостей? Президент фестиваля – жена вице-премьер-министра Виктория Тигипко - накануне с улыбкой поведала, что жюри будет заседать в дегустационном зале коньячной фирмы «Шустов». И – пожалуйста. В ходе пресс-конференции американский актер Джон Малкович рассказал о своем пребывании в Одессе и первых впечатлениях от увиденного: он успел побывать на экскурсии по городу и посетить Одесский коньячный завод. Ну, как не выразить искреннюю признательность радушным хозяевам за столь горячительный прием? И вот уже, как сообщила газета «Одесская жизнь», - в Одессе Никита Михалков пригласил журналистку на ужин, переходящий в завтрак. Согласитесь, и в самом деле трудно себе представить более тесное и плодотворное общение режиссера с прессой в сугубо рабочей обстановке!

Впрочем, у прессы были и свои причины полагать так называемый «Одесский кинофестиваль» воистину уникальным. Во всяком случае, трудно припомнить, на каком еще кинофоруме журналистам, имеющим официальный аккредитационный бейджик на шее и пригласительный билет в руках, давали бы от ворот поворот у входа в фестивальные залы! Но недаром великий Бабель пророчески писал еще в первой половине прошлого века – «Одесса таких похорон еще не знала, а мир не узнает». Судите сами:

На Одесском кинофестивале запретили снимать.

В последний момент стало известно, что доступ тележурналистов на церемонию открытия строго воспрещён. (Телеканал «Академия»). Фотокорреспондента ТАЙМЕРА вынесли буквально на руках, телеканал «АТВ» не пустили». («Таймер»). В этом году, в отличие от предыдущего, журналистов не пускали на мастер-классы. («Морская фигура»). И если генерального директора одной телекомпании и его коллег-журналистов буквально отфутболивали от портала Оперного театра, то главного редактора другой вместе с оператором «шугали» уже от дверей простого
кинозала.

Ну, да ладно уж. В конце концов, на закрытии этого так называемого «Одесского» (только вообще без рядовых одесситов, что ли?) кинофестиваля (только вообще без профессиональных кинематографистов, следует понимать?) – все же были объявлены победители. Кто-то получил свои призовые тысячи долларов, а кто-то, как знать, быть может, и несопоставимо больше десятков и сотен тысяч, пусть и без официального объявления, поскольку в число лауреатов не вошел и в пиаре с этой стороны не нуждается… Однако, не станем тут ничего категорически утверждать, мы ведь не бухгалтеры и не прокуроры…

Но вот что бесспорно – то бесспорно:

Поминки по киноискусству…

Программа второго одесского международного кинофестиваля составлена из фильмов не первой свежести. Однако, это не главная его беда. Главной целью становится демонстрация пафоса, гламура, безграничных финансовых возможностей организатора, и как неизбежность, - торговля пошлостью. В этом смысле одесский международный кинофестиваль… явился лишь очередной светской тусовкой помпезного бомонда. Если бы организаторы фестиваля действительно радели бы за киноискусство, а не за шик, блеск и лоск собственных персон, то наверняка пустили бы колоссальные средства фестивального бюджета, например, на возрождение легендарной Одесской киностудии, составлявшей некогда гордость всего Союза и при надлежащей поддержке и финансировании, могущей еще не раз доказать свою состоятельность. Вот это было бы самым верным шагом в возрождении украинского кино, о котором так пылко любят рассуждать эти деятели. Но искусство скромно отступает на задворки под напором наглости денег. То великодержавное высокомерие и пренебрежение местными журналистами и деятелями искусства, с обильными запасами которого приехали в наш город организаторы и даже простые надсмотрщики кинофестиваля, самым красноречивым образом говорит и об уровне их культуры, и об уровне тиражируемого ими «киноискусства». И для того, что бы лишний раз в этом убедиться – совсем не обязательно тратить миллионы долларов на пафосные фестивальные церемонии. (Телепрограмма «Бэкграунд»)

Автор: С. Михайлов

Источник: pozor.od.ua

 

{jcomments on}

Share/Save/Bookmark
Печать PDF


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net