С ЮБИЛЕЕМ, ДОРОГОЙ МАЭСТРО!

22 февраля 2017

Режиссёр и оператор Ганнадий Карюк | 80 лет | Одесская киностудия | Союз кинематографистов

С ЮБИЛЕЕМ,  ДОРОГОЙ МАЭСТРО!

22 ноября исполняется 80 лет Геннадию Карюку.  Те, кто его знает  (а среди настоящих кинематографистов других нет и быть не может!) – вот уже несколько десятилетий неизменно и справедливо называют его классиком отечественной операторской школы, интереснейшим режиссером, а в целом - живой легендой нашего киноискусства. Те же, кто не принадлежит к числу профессиональных кинематографистов,  наверняка восхитятся, увидев уже только один более чем внушительный перечень фильмов, в титрах которых значится его имя. Творческим содружеством с ним гордились и гордятся Марлен Хуциев и Георгий Данелия, Георгий Юнгвальд-Хильевич и Ярослав Лупий. А перво-наперво Геннадий Васильевич, конечно же, полноправный соавтор и самый главный оператор для Киры Муратовой.

Он родился на Харьковщине, в 1965 году окончил операторский факультет ВГИКа – в мастерской выдающегося мастера Бориса Волчека и приехал в Одессу, на Одесскую киностудию. А вскоре появились «Короткие встречи» - фильм, в работе над которым родился прославленный на годы и десятилетия его творческий дуэт с Кирой Муратовой.

Талантливый и именитый режиссер и оператор, вечно в поиске и вечно в сомнениях, как и надлежит подлинному Художнику а еще при этом – редкостно интеллигентный и доброжелательный в жизни человек, многие годы отдавший Одесской киностудии, ставшей для него школой, трамплином и пьедесталом – таков заслуженный деятель искусств, лауреат «Ники», член Одесского отделения НСКУ Геннадий Васильевич Карюк.

Отмечая его юбилей, известный кинокритик Леонид Павлючик коротко и четко называет Карюка – «Скромный Гений».  А Сергей Трымбач  аскетично напоминает не менее красноречивые, хотя, казалось бы, сухие факты и даты:

Режиссёр и оператор Ганнадий Карюк | 80 лет | Одесская киностудия | Союз кинематографистов

22 лютого - день, коли народжуються оператори.

НАЙКРАЩІ ПОБАЖАННЯ МИТЦЕВІ!

Геннадій Карюк зняв понад 60 фільмів - з режиссерами Кірою Муратовою, Георгієм Данелією ("Орел и решка", "Фортуна"), Александром Прошкіним ("Доктор Живаго", "Живи и помни" та ін.), Ельєром Ішмухамедовим ("Встречи и расставания"), Марленом Хуцієвим ("Бесконечность") та іншими.

Його головний режисер - поза всяким сумнівом, Кіра Муратова. З нею дебютував фільмом "КОРОТКІ ЗУСТРІЧІ" (1967, цьогоріч уже 50 літ стрічці!). Потому були "ДОВГІ ПРОВОДИ", "ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ МИЛИЦИОНЕР", "УВЛЕЧЕНЬЯ", "ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЛЮДИ", "НАСТРОЙЩИК"...

Має кілька режисерських робіт, зокрема 2006 року поставив телесеріал "БЕСЫ" (за Ф.Достоєвським), разом з Валерієм Ахадовим.

КІРА МУРАТОВА про ГеннадІя Карюка:

"Карюк — великолепный оператор, потрясающий. Мы с ним работали с самого начала, еще на «Коротких встречах», потом был перерыв, потом снова с ним. Он очень талантливый человек, удобный в работе, мягкий, мы понимаем друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда. ("Искусство кино. 2005. № 1).

"Г. Карюк. — идеальный оператор для поздней Муратовой. Его камера легко и естественно подчиняется жестким законам гротеска. Она живописует мир абсолютно герметичный и чарующе (а подчас пугающе) живой. В этом мире искажены сюжеты и пейзажи, идеи и интерьеры. «Нормальны» здесь только вещи; маркируя сложное, слоящееся пространство, они сбивают нас с толку: если это обычный граненый стакан, значит, и тот, кто его наполнил, обычен. Как бы не так.

Разумеется, снимать выморочный, вывернутый наизнанку мир нужно просто, без изысков — тем мощнее и изумительнее. Г. К. удовлетворяет давнюю тягу Муратовой к примитивизму, причем даже не в кинематографическом, догриффитовском, а в живописном, пиросманиевском смысле: фронтальный ракурс, неподвижная камера, средний план, слегка удивленный, «неокультуренный», наивный взгляд.

Но главное тут, разумеется, — свет, пронзительный и прозрачный, отрезвляющий и завораживающий свет пустоты. Если пространство Чувствительного милиционера было пространством первородного, первобытного рая, а Увлеченья помещали нас в странное, зыбкое и нежилое чистилище, то Три истории приоткрывают щелочку не куда-нибудь — в ад, а там — желтый день, синейшее небо, детишки резвятся, яблони цветут.

Г. К. мастер этого света «на том свете». В сияющей мрачности муратовских видений есть его, Г. К., ясность зрения и прохладная объективность тона, заставляющие нас увидеть мир так, как увидел его он сам — будто впервые" (Михаил Брашинский).

Поздравляя дорогого друга и коллегу с юбилеем, мы от всей души желаем ему здоровья, дальнейшего долголетия – и жизненного и творческого, а еще… уже самим себе желаем новых встреч с его блистательными экранными произведениями, равно восхищающими и рядовых зрителей, и опытных профессионалов.

Правление Одесского отделения НСКУ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

 

Режиссер

2006 - Бесы

1989 - Мой театр

1983 - Тепло родного дома

1980 - Диалог с продолжением

1977 - У нас новенькая (короткометражный)

 

Оператор

2015 - Конец прекрасной эпохи

2014 - Тайна тёмной комнаты

2011 - Крысолов (не был завершен)

2011 - Искупление

2010 - На солнечной стороне улицы

2010 - Москва, я люблю тебя! (киноальманах)

2010 – Барада (Неприятная история)

2009 - Чудо

2008 - Савва

2008 - Пассажирка

2008 - Живи и помни | Live and Remember

2007 - Ниоткуда с любовью, или Весёлые похороны

2007 - Май

2007 - Джоконда на асфальте

2005 - Человек в футляре, Человек в пальто и Человек во фраке

2005 - Доктор Живаго

2004 - Справка (Украина, короткометражный)

2004 - Настройщик (Украина)

2004 - Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства

2004 - Год лошади - созвездие Скорпиона

2003 - С ног на голову

2003 - Прощание в июне

2003 - Новогодний романс

2002 - Игра в модерн

2001 - Второстепенные люди (Украина)

2000 - Чек

2000 - Фортуна

1999 - Письмо в Америку (Украина, короткометражный)

1999 - Живой Пушкин (документальный)

1999 - Где шлялась Липа? (короткометражный)

1998 - День полнолуния

1997 - Три истории (киноальманах) (Россия, Украина)

1995 - Орёл и решка

1994 - Увлеченья (Украина, Россия)

1993 - Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива

1992 - Чувствительный милиционер (Украина, Франция)

1991 - За последней чертой

1991 - Женщина: вариант судьбы

1990 - Не отстреленная музыка

1990 - Нелюдь

1990 - Арбатский мотив

1989 - Ночевала тучка золотая

1988 - Прошедшее вернуть

1985 - Сезон чудес

1985 - Матрос Железняк

1984 - Действуй по обстановке!..

1981 - Третье измерение

1980 - Диалог с продолжением

1979 - Особо опасные...

1977 - Волшебный голос Джельсомино

1976 - Тимур и его команда

1975 - Мои дорогие

1974 - Контрабанда

1973 - Встречи и расставания

1972 - Схватка

1971 - Долгие проводы

1969 - 13 поручений

1968 - Случай из следственной практики

1967 - Короткие встречи

 

Призы и награды

1974 - «Встречи и расставания», УП Всесоюзный кинофестиваль, г.Баку, лучшая операторская работа
1996 - «Увлечения», номинация Кинопремии «Ника»
1998 - Грустные истории», номинация Кинопремиии «Ника»
Премия «Ника-2015» в номинации «Лучшая операторская работа» за картину «Конец прекрасной эпохи».


Share/Save/Bookmark
Печать PDF

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odessakino@mail.ru