Радомир Василевский. Счастье — дело тяжелое

21 октября 2013

Радомир Василевский. Счастье — дело тяжелое

В начале октября автор и руководитель издательского проекта «Имена Одесской киностудии» Галина Лазарева получила сигнальный экземпляр книги: «Радомир Василевский. Счастье — дело тяжелое» (Одесса, «Феникс», 2013).

Вместе с двумя предыдущими подобными изданиями: «Княжна Мери. Творческий выкидыш» (2010) и «Глеб Жеглов и Володя Шарапов. Место встречи изменить нельзя» (2012) эта 413-страничная книга составит весомую документальную трилогию из истории Одесской киностудии. Предисловие написала член НСКУ Елена Марценюк. Сборник посвящен творчеству кинорежиссера и оператора Радомира Борисовича Василевского (1930—1998).

Открывают книгу фотокадры фильма «Весна на Заречной улице»: раздел «Воспоминание о нашей Весне». Режиссерский дебют молодых Феликса Миронера и Марлена Хуциева: именно с него, в 1956 году, началось бурное послевоенное возрождение Одесской киностудии. Об этом рассказывает мемуарное эссе редактора фильма, кинодраматурга Евгении Рудых. Операторами-постановщиками кинокартины были Петр Тодоровский и Радомир Василевский (выпускники ВГИК, мастерской мэтра Бориса Волчка). Они уже имели какой-никакой опыт работы в кинопроизводстве, однако после выхода на экраны «Весны на Заречной улице», что называется, проснулись знаменитыми и сразу вошли в Большое кино.

В книге Галины Лазаревой приведена, в воспоминаниях, заметках, фотографических воспроизведениях документов, практически вся история этого знакового фильма, пережившего свое время. А также история популярной песни «Когда весна придет, не знаю», написанной для кинофильма композитором Борисом Мокроусовым и поэтом-песенником Алексеем Фатьяновым. Песня родилась в Одессе. Композитор работал над ней в здании Дома-музея А. С. Пушкина, где размещалось тогда Одесское отделение Союза писателей, возглавляемое Иваном Гайдаенко, с писательским клубом, в котором директорствовал П.Мельников и в котором был хороший рояль. Музыкальная группа человек в пять-шесть работала там под руководством Бориса Карамышева, в присутствии композитора и автора текста, и сюда часто заглядывали актеры, в том числе, конечно, и Николай Рыбников.

С того времени Радомир Василевский создал 19 художественных фильмов как режиссер-постановщик. Кроме того, был и режиссером дубляжей. Успел и поработать оператором: например, в 1959 году выступил оператором-постановщиком знаменитого теперь авантюрного фильма Генриха Габая «Зеленый фургон», затем, в 1962 году, — небезызвестной кинокомедии Евгения Ташкова «Приходите завтра».

Шестидесятые. Фильм «Дубравка», о девочке-подростке, в котором снялась в главной роли юная литовка Лина Бракните, запомнившаяся нам также по роли Суок в экранизации 1966 года Алексеем Баталовым «Трех толстяков» Ю. Олеши. «Дубравку» Радомир Василевский снимает в 1967-м уже как режиссер-постановщик, по сценарию Юрия Чулюкина на основе рассказов ленинградского писателя Радия Погодина. Детский писатель Погодин терпеть не мог и не собирался писать для кино. Радомиру Василевскому стоило немало труда получить согласие автора на экранизацию... и это оказалось началом долгого и счастливого сотрудничества. В 1970 году «Дубравка» получила первый приз Второго республиканского кинофестиваля (РКП) для детей и юношества, диплом за лучшую режиссуру и диплом за лучшую актерскую работу.

Рецензии; репортажи со съемочных площадок; мемуарные очерки; письма зрителей; раскадровки и эскизы к кинофильмам, выполненные художником-постановщиком Одесской киностудии Юрием Богатыренко, чья дочь Арина тоже стала художником, но полиграфистом, а подростком даже помогала отцу: в книге есть и ее эскиз. Репродукции страниц постановочных проектов. Афиши и деловая переписка. Кинопробы. Правительственные телеграммы. Авторские автографы. Все это — новая книга Галины Яковлевны Лазаревой.

...Фильм «Шаг с крыши»: аплодисменты зала на МКФ в Триесте, Италия, 1972 год. Первая премия за лучшую мужскую роль — девятилетнему Мите Николаеву. Шаг за шагом отслеживает книга творческий путь Радомира Василевского, которого уже при его жизни называли «классиком детского кинематографа». «Мало найдется художников, — говорит Галина Яковлевна, — которые так понимали бы психологию ребенка и так любили возиться с ребятишками, как Василевский».

Цветной трехсерийный телевизионный фильм «Рассказы о Кешке и его друзьях», автор сценария Радий Погодин. В книге приводится отрывок из публикации знаменитой журналистки из «Вечерки» Беллы Кердман, 1973 год. Фильмы «Включите северное сияние», «Что у Сеньки было»: последний, снятый в 1984 году по сценарию Р. Погодина, был удостоен приза ЮНИСЕФ (Международный чрезвычайный детский фонд ООН) на Берлинском МКФ 1986 года. Пятилетний Алеша Веселов был награжден дипломом восьмого РКФ за лучшее исполнение детской роли.

Рецензия Валерия Барановского; обзорный материал Юрия Михайлика; воспоминания Петра Тодоровского; публичные выступления Радомира Василевского на основе стенограмм...

«А почему вы назвали свой очерк о Василевском — «Одесский Робеспьер»? Круто!» — говорю Галине Яковлевне. «А его, представьте, на студии очень многие недолюбливали, — отвечает бывший главный редактор Одесской киностудии Лазарева. — Считали сухарем, заносчивым. А он на самом деле был — правдоискатель. Болезненно воспринимал все, что работало против имиджа Одесской киностудии. И, отстаивая то, что считал справедливым, умел вербовать сторонников. Справедливость была его ремеслом».

«Мне рано пришлось узнать истинную цену хлеба», — это написал Радомир Василевский не в мемуарах, а в официальной автобиографии. «Он не доиграл свое детство, — говорит Галина Яковлевна, — и доигрывал затем пожизненно. Рано, двенадцатилетним, узнал нешуточную ответственность за маму и младшую на десять лет сестру, оказавшись с ними в эвакуации, в то время как отец, инженер, на фронте был командиром саперов».

«Характеристика на оператора первой категории Василевского Радомира Борисовича. Беспощадный к себе, всецело отдавая себя искусству, он требует такой же отдачи и от других членов съемочного коллектива...».

Любопытный раздел книги посвящен подробностям инструкций по технике безопасности киносъемок. Василевский соблюдал ПТБ неукоснительно и в требованиях к подчиненным по этой части был лют.

Особый блок книги посвящен Радию Погодину, который с легкой руки Василевского стал кинодраматургом. Это, подчеркивает Галина Лазарева, книга в книге. Здесь статьи Погодина и эссе о нем, очерк Сергея Михалкова. Блокадник, мальчишкой сбежавший на фронт Великой Отечественной, разведчик, штурмовавший Берлин, чудом выживший, но получивший на войне туберкулез глаз, Радий Петрович Погодин (1925—1993), дважды кавалер Ордена Красной Звезды, прожил, по словам Радомира Василевского, «жизнь великого сказочника и мученика». Тоже неуемный правдоискатель, он в 1946 году публично выступил в защиту осужденных «товарищем Ждановым» А. Ахматовой и М. Зощенко, был заклеймен статьей 58-10 и чудом, в бегах, увернулся от ареста...

В 1982 году Р. П. Погодин первым в СССР удостоился Почетного диплома международного Совета по детской и юношеской литературе имени Г. Х. Андерсена. Для Радомира Василевского писатель создал 15 сценариев, без каких-либо гарантий их оплаты; 10 из них были реализованы. «Для меня, — вспоминает режиссер, — все эти работы были гонкой за лидером». В книге Г. Я. Лазаревой впервые опубликован не поставленный сценарий Погодина «Маков цвет» — сказочная история, ставящая перед детьми недетские проблемы личного участия в борьбе добра со злом.

«Смотрите, — обращает мое внимание Галина Яковлевна на репродукцию, — он писал письма от руки, а не печатал на машинке, хотя уже плохо видел. Это признак истинной интеллигентности».

Думается, книга «Радомир Василевский. Счастье — дело тяжелое» является достойным вкладом в историографию Одесской киностудии. Материалы, содержащиеся в ней, раритетны. В этом я убедилась, «гугля» Интернет: фотографий режиссера там практически не содержится, зато сплетнями Сеть уже наполнена, творческий же аспект акулам электронных СМИ попросту не интересен. Так что труд Галины Лазаревой вы сможете оценить по достоинству.

 

Автор: Тина Арсеньева

«Вечерняя Одесса» №153 15 октября 2013 г.


Share/Save/Bookmark
Печать PDF

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net