ИХ ПРИМЕР – И НАМ НАУКА!

В России принята обновленная стратегия распределения бюд-жетного финансирования национальной кинематографии

19 января 2013

Публикуя статью из газеты кинематографистов России « СК – новости» надеемся, что национальная служба кинематографии  Украины вместе с профессиональными кинематографистами страны все же наконец найдет  приемлемые точки соприкосновения в системе перспектив развития кинопроизводства Украины, которые, как нам кажется, удачно нашли наши российские друзья в нелегкие времена экономических кризисов наших сопредельных стран.


«В России принята обновленная стратегия распределения бюджетного финансирования национальной кинематографии. Из общей суммы в 5,3 миллиарда рублей, выделенных на долю российского кино, 2,3 миллиарда будут в ведении Министерства культуры, 3 миллиарда будут направлены в Фонд кино социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Министерство культуры продолжит политику безвозвратных субсидий. Фонд кино сможет работать не только с лидерами отрасли, но и финансировать другие кинокомпании, в том числе и по возвратной схеме. Новые условия начнут работать с 2013 года.

Как с 2,3 миллиардами рублей будет работать Министерство культуры?

Как и прежде, на безвозвратной основе в виде субсидий, государство будет финансировать производство и прокат анимационного, детского, документального, авторского, дебютного, экспериментального кино. Минкультуры берет на себя субсидирование всех фильмов, соответствующих стратегическим задачам государства. В его ведении останется финансирование фестивалей, конкурсов и смотров.

Деятельность в продвижении отечественного кино за рубежом будет финансироваться на конкурсной (тендеры) основе, согласно закону ФЗ №94 (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

По поводу последнего решения позволю высказать свое сомнение. Крупные международные фестивали, как правило, сообщают списки конкурсных и других программ не в начале года, а за пару недель до начала. Узнать, какой фильм будет представлять страну, рассчитать его рекламную фестивальную кампанию, собрать минимум две структуры для конкурса, провести тендер и получить государственное финансирование – абсолютно нереально. На мой взгляд, соблюдение принципа соревновательности может стать главной преградой для грамотной стратегии продвижения наших фильмов в фестивальном сегменте.

Как с 3 миллиардами рублей будет работать Фонд кино?

Их условно поделят на две неравные части. Две трети суммы будут работать на безвозвратной основе по трем направлениям.

Первое – государство продолжит достаточно щедро финансировать лидеров национальной кинематографии. «Институт мейджоров остается», - подчеркнул Денис Молчанов.

Второе – финансирование кинопроизводства других компаний или студий: «Мы даем шанс тем, кто не может претендовать на высокое звание лидера. Если они считают свой проект коммерческим (зрительским) и уверены в том, что смогут повысить долю российского кино в прокат – они могут обратиться в Фонд кино».

Третье направление – субсидирование ставок по коммерческим кредитам: «Мы вводим новый механизм поддержки, когда Фонд кино получает право на безвозвратной основе компенсировать ставки», – пояснил  Молчанов. Список проектов, финансируемых на безвозвратной основе, утверждается попечительским советом Фонда кино, по предварительному согласованию с Министерством культуры России и по результатам оценок экспертного совета Фонда кино.

Оставшийся миллиард будет поделен на три неравные, но – обратите внимание – возвратные части.

Первая – предоставление финансирования на условиях стопроцентной возвратности: «Сколько взял – столько и отдал, по сути, это механизм 100%-ного займа».

Вторая – 100%-ное финансирование проекта на условиях возврата с прибыли от проката фильма и пропорционально доле участия в финансировании проекта Фондом кино.

Третья – возможность запросить у Фонда кино финансирование (от 50% до 100%) для поддержки проката картины (печать копий, реклама, продвижение фильма и т.п.).

Если лидеры договорятся о копродукции с хорошей коммерческой перспективой, то финансирование они получат в Фонде кино. Во всех остальных случаях копродукция (имеются в виду артхаусные проекты) – это прерогатива Министерства культуры.

Участники совещания договорились о снятии запрета на кросс-финансирование. Теперь продюсеры могут обращаться сразу и в Фонд кино, и в Министерство культуры. Правда, просить именно безвозвратные деньги сразу в двух местах не получится.

Еще одно важное уточнение. Так как по закону государственное финансирование не может превышать 70% всего производственного бюджета фильма, то продюсеры смогут, в первую очередь, возвращать деньги частным инвесторам, а затем, во вторую очередь – Фонду кино введение возвратных схем финансирования кинопроизводства станет хорошей проверкой для компаний – лидеров. Да, они получают безвозвратное финансирование, но если они – лидеры отрасли, то должны уметь работать и с заемными средствами, и с коммерческими кредитами. Особенно теперь, когда Фонд кино готов им помочь.

Фонд кино остается некоммерческой организацией. Так что осторожный шаг с одним единственным возвратным миллиардом показывает простую истину – государство не надеется на появление суперкоммерческих блокбастеров и не ждет прибыли. А цель всех изменений – увеличение доли российского кино в прокате. «Принятый вариант финансирования для всех оказался достаточно комфортным».

Источник: ProfiCinema.ru

{jcomments on}

Share/Save/Bookmark
Печать PDF


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net