«ХАМИТЬ ПОДАНО»?

Логотип ООНСКУ12 июля 2011

Осторожно провокация!

Накануне Одесского международного кинофестиваля.

В начале было слово. Потом был экран. И слово, донесенное до экрана, покорило десятки и сотни миллионов кинозрителей. Так искусство кино оказалось всенародно любимым, и кинематограф стал непреодолимо манить к себе всех и вся. В том числе, увы, и тех, кто увидел в нем разве что легкую возможность «присоседиться» к чужой славе, а заодно – и оболгать ее истинных носителей.

В последние месяцы в некоторых электронных СМИ появился ряд публикаций, подписанных различными авторами, но объединенных буквально патологическим стремлением каждого вылить ушат грязи на одесских кинематографистов, на их творчество – на фильмы, признанные кинокритиками,  зрителями страны и мира. Циничному и брутальному остракизму  подвергается  деятельность Национального союза кинематографистов Украины. Ничтоже сумняшеся, походя, новоиспеченные  «публицисты», «критики» и «мемуаристы» беззастенчиво облачаются в тогу оракулов и вершителей не только судеб отечественного киноискусства, но и общечеловеческой морали.

Так, один из них оплевывает ВСЮ легендарную историю Одесской киностудии и, не моргнув глазом, заявляет о том, что слава фильмов с одесским логотипом – дутая и искусственная. (И это – о фильмах «Весна на Заречной улице» и «Место встречи изменить нельзя»!?) С таким же апломбом сей «специалист» с дипломом экономиста, который в одной газете обсуждает  насущные проблемы проктологии, во второй рецензирует премьеры театра и кино, а в третьей дает рекомендации по выращиванию бананов и ананасов на Северном полюсе, - называет данные официальной статистики, которая неопровержимо свидетельствует о зрительских симпатиях к одесскому фильму, -  «придуманной в Одессе липой».

Другая авторесса не гнушается утверждать: мол, из одного только того факта, что лично ей не нравятся фильмы конкретного режиссера, безоговорочно следует признать его заведомой бездарью и конъюнктурщиком. И тут же она в опубликованном сразу несколькими СМИ своем персональном обращении к Председателю Верховной Рады Украины требует за свои «эксклюзивные заслуги» перед отечеством и мировой культурой повысить ей пенсию КАК МИНИМУМ  в четыре раза. (Надо ли пояснять, что поименованные выше «заслуги» как раз и состоят в наглом оскорблении талантливых людей, удостоенных, к слову, высших почетных званий, государственных и кинофестивальных наград).

Словно бы соревнуясь с упомянутыми двумя фигурантами, еще один позиционирует самого себя чуть не Мессией: во-первых – он врач-целитель, во-вторых – сосед широко известного в узких кругах писателя, в-третьих – гениальный кинорежиссер и сценарист, в-четвертых - публицист и эксперт по вопросам политики, экономики, кинопроизводственного менеджмента и продюсерства в рок-музыке. А далее сей же (стопроцентно во всем перечисленном - самозванный, заметим!) «многостаночник» спешит поведать, будто именно он – автор, организатор и художественный руководитель популярнейших кинофестивалей. Зато народного артиста одной страны и заслуженного деятеля искусств другой, чьим талантом и чьей энергией эти фестивали были проведены в реальности – именует едва ли не мелким ловкачом, только и способным на то, чтобы с важным видом раскуривать трубку. Министру кинематографии, оказывается, наш пострел, еще в пору своей ранней юности звонил напрямую – мол, что ты там, министр, дурака валяешь? Делай, что я тебе говорю!  Главному редактору самого популярного в СССР журнала наш Хлестаков, по его воспоминаниям, и вовсе указал на дверь… И так далее, и тому подобное…

Больно и горько. Вдвойне больнее, что в числе новоявленных ниспровергателей и детей лейтенанта Шмидта нет-нет, да и попадаются члены Союза кинематографистов, лжеспасители и защитники Одесской киностудии. Что попишешь – в семье не без … изъяна! Правда, когда кое-кого из них общим собранием исключают из Союза за причиненный вред, отсутствие конструктивизма, ложь, тут же следует… судебный иск «О защите чести и достоинства»! Ну, чем не пациент для психиатра?!

Конечно, собака лает, а караван идет. И можно бы, вроде, не обращать на все это внимания, слишком уж много чести и пиара хамству. Это порожденье эпохи, когда нижнее белье кинозвезд становится аукционным эксклюзивом. Некая дама, у которой с кинематографом общего не больше, чем у калош с пепси-колой – гламурно-косноязычно вещает на пресс-конференции: «Мы – это новое кино, и пусть не обижаются в Союзе кинематографистов, но старый хлам нам не требуется».

Однако, настораживают два фактора. Первый – уж больно ощутима чья-то, явно из-за кулис, «направляющая рука», заботливо опекающая, как видно, и морально и материально, этих радетелей скандалов, рыцарей хамства, мастеров беззастенчивого вранья. Куда тревожнее второй момент: ведь по этим «критикам», «публицистам» и «мемуаристам» и по их опусам, глядишь, станут судить и о нашем киноискусстве, и о его творцах – те, кто истинного кино не знает, зато к желтой прессе успел привыкнуть.

К чему же мы призываем читателей этих строк, и особенно молодых? Откройте изданные киножурналы, книги о кино, фильмы и фильмографические справочники… Или – еще проще и привычнее для вас: войдите в Интернет и наберите в строке поисковика «Одесская киностудия», nsku.od.ua или сочетание имени и фамилии одесских кинематографистов – режиссеров, операторов, художников, композиторов, актеров, которые составляют славу Одесской киностудии… Право же, тогда и ваши собственные, без непрошенных амбициозных подсказок провокаторов, выводы, не заставят себя ждать.

Правление
Одесского отделения
Национального союза кинематографистов Украины

Share/Save/Bookmark
Печать PDF


«Место встречи изменить нельзя», 1979

Лента кино-новостей

Связаться с нами

Украина, Одесса
Одесская киностудия
Французский бульвар, 33
Тел: +38 (048) 725-03-09
Тел/Факс: +38 (0482) 33-95-29
Музей кино: +38 (0482) 33-95-38
E-mail: odesakino@ukr.net